Акад.-арх. В. А. Щуко. Фасад библиотеки по Воздвиженке [*)] Сцилла и Харибда требований программы для архитектора.

Конкурс на составление проекта нового здания библиотеки им. Ленина

монтажная и столярная мастерские. Жилой корпус на 34 квартиры с прачечной и сушильней.
Из общих требований программы нужно отметить: 1) Количество входов должно быть минимальным; для библиотеки только три. 2) Все части здания би
блиотеки должны быть скомпанованы так, чтобы они
освещались естественным светом. 3) В здании ниже уровня земли не должно быть ни людей, ни книг. 4) Должна быть предусмотрена возможность дальней
шего расширения книгохранилищ путем пристроек, а не надстроек; совершенно исключается так наз. «башенная система».
По конкурсу назначено было пять премий на общую сумму в 15.000 рублей при 1-ой премии в 5.000 рублей. Кроме того, были заказаны четыре проекта следующим крупнейшим советским архитекто
рам: акад.-арх. В. А. Щуко, акад.-арх. А. В. Щусеву, бр. А. А., В. А. и Л. А. Весниным и инж. И. И. Рербергу.
В совет жюри конкурса вошли от ЦИК СССР тов. П. Смидович, от Моссовета — т. К. В. Уханов, от Наркомпроса — т.т. А. В. Луначарский и Μ. П. Кристи, от Ленинской библиотеки — т.т. В. И. Невский и Д. Н. Егоров и целый ряд виднейших архитекторов и специалистов библиотечного дела.
Работа жюри продолжалась свыше месяца. За это время были рассмотрены 10 представленных конкурентами и 4 сделанных по заказу проектов.
1-я премия — 5.000 рублей — была присуждена арх. Д. С. Маркову, Д. Ф. Фридману и В. Й. Фидману;
2-я премия — 4.000 рублей — арх. Б. А. Кондрашеву, Г. М. Бобову и Н. А. Всеволжскому; 3-ю — в 3.000 руб
лей — получили арх.-худ. С. И. Овсянников и студ. Б. С. Помпеев. 4-я премия — худ.-арх. С. С. Серафимов при участии худ.-арх. М. А. Зондебр-Серафимовой. 5-я премия — 1.000 рублей — арх. П. А. Голосов, студ. С. Н. Щербаков при участии М. Т. Смурова.
Из заказанных проектов жюри признало удовлетворительными работы В. А. Щуко, А. В. Щусева и бр. Весниных.
Не имея возможности поместить полностью отзывы о всех представленных проектах, мы даем выдержки из отзывов жюри.
Проект акад.-архит. В. А. Щуко. Общий план застройки достаточно разработан и особенно со стороны Воздвиженки и угла Моховой, где дано очень богатое и парадное решение. Общая конфигурация все же сложна. Нельзя не отметить затемнение в стыке книгохранилища и читального зала и по требованиям компо
зиции поднятие на значительную высоту площади уровня. На общем плане не намечено расположение жилых домов. При проработке плана некоторые из недостатков могли бы быть устранены. В проекте ра
ционально поставлены главные хранилища, с удачным размещением в них окон, освещающих проходы между стеллажами. Главный читальный зал уединен от шума улицы. Интересно задуманный и очень хорошо выполненный прием входа с угла дает в фасаде особую торжественность здания со стороны манежа и Кремля, хотя и недостаточно увязанную с остальной частью здания.
Конкурс на составление проекта нового здания Публичной Библиотеки СССР им. Ленина, одного из самых грандиозных дворцов книги в мире, явился, без сомнения, значительнейшим событием архитектурной жизни Москвы последнего времени. Конкурс привлек к себе жи
вейшее внимание всей советской общественности, так как будущее здание Ленинской библиотеки
должно явиться лучшим украшением столицы СССР.
Основные требования и условия конкурсной программы сводились к следующему.
Под постройку зданий Публичной Библиотеки отведен земельный участок, ограниченный улицами Мо
ховой, Воздвиженкой, Маркса и Энгельса и б. Пашковским домом. При проектировании зданий должны были обязательно учитываться все современные достижения в области рационализации и механизации библиотечного дела. Все основные элементы зданий, про
цессы работы и механическое оборудование должны дополнять друг друга и составлять одно целое. По конструкции здания предположены железо-бетонные, каркасные, с кирпичным заполнением. Допускалась облицовка естественным камнем. Могли быть плоские перекрытия, только оправданные. Объем зданий не задавался, но требовался минимальный объем при данных площадях и высотах помещений. Главными
улицами считались Моховая и Воздвиженка. Проект зданий должен был соответствовать: 1) характеру эпохи, воплотившей волю трудящихся к строительству социализма; 2) назначению зданий, как могучего рассад
ника науки и просвещения, как памятника великому основоположнику новой жизни человечества, В. И. Ле
нину, и как художественно-архитектурного памятника столицы СССР.
Фасады зданий предлагалось дать простыми и монументальными, декоративные моменты в минимуме, однако, в целом здания должны производить гармонич
ное и радостное впечатление. Проектировщики должны
были учитывать окружающие исторические памятники— б. дом Пашкова, манеж, Кремль, не подражая им, но не вступая также с ними в кричащее противоречие. [*)]
Программой были заданы следующие группы помещений. Библиотека с книгохранилищем на 6 мил
лионов томов (125 томов на 1 куб. метр), хранилищем для карт на 100.000 номеров, вестибюлем и кулуарами в 1.000 кв. м. и обслуживающими помещениями.
Общий и специальный читальные залы на 800 человек (по 2 и по 2,75 кв. м. на человека), журнальный и газетный читальный зал, юношеский зал, зал Восточной книги, аптека, почта, комната для коммутатора, дезинфекционная камера для книг и др. 18 по
мещений управления библиотекой. Канцелярия. Институт библиотековедения. Службы — переплетная и картонажная, типография карточек, и слесарная, электро