ДОМ-КОММУНА. Перспектива.

Первый дом-коммуна

Постройка дома-коммуны Рабочим Жилищно-Строительным Кооперативным Товарище
ством «Первое Замоскворецкое Объединениепредставляет собой первую попытку внесения в рабочее жилищное строительство элементов нового быта на основе принципов обобществления жилища.
Вопрос о необходимости выявления и создания нового типа рабочего жилья с коллективными помещениями хозяйственного и культур
но-бытового обслуживания был поставлен на очередь еще в 1925 году, когда, в целях теорети
ческой проработки этого вопроса, Президиумом Московского Совета был объявлен открытый конкурс на составление проекта коммунального дома.
Основным требованием, предъявлявшимся к проектам, был принцип полного освобождения хозяйки от повседневной домашней работы.
Результат этого конкурса выявил возможность практического разрешения вопроса. Не
меньший интерес представляло собой отношение рабочих масс к идее подобного дома и сте
пень практической целесообразности создания обобществленного жилища при современных условиях. Именно в этом отношении попытка кооператива «1-е Замоскворецкое Объединениезаслуживает большого внимания.
В данном случае нужно отметить самый метод работы, принятый кооперативом в связи с идейной проработкой задания, и ту обстановку широкой общественной дискуссии, которая была создана Мосгубжилстройсоюзом в процессе проектировочной работы.
В принципе вопрос о желательности постройки дома-коммуны был поставлен на пред
варительное обсуждение во всех коллективах по предприятиям, объединяемым кооперативом. Здесь затрагивались, главным образом, быто
вые вопросы, связанные с созданием проекта и организацией эксплоатации здания. Несмотря на новизну дела, за осуществление постройки высказалось до 75% всех опрошенных коллек
тивов. Одним из решающих факторов, повлиявших безусловно на благоприятное разрешение вопроса, было наличие в коммунальном доме ряда помещений для культурного обслуживания живущих.
На основе пожеланий, высказанных на собраниях по предприятиям, была составлена про
грамма задания, сводящаяся в общих чертах к нижеследующему.
Здание, сооружаемое на участке по Хавской улице, общей кубатурой в 47.664 куб. метр., должно состоять из 2-х групп помещений: 1) группы индивидуальных квартир и 2) группы общежития — собственно дома-коммуны. Вто
рая группа помещений включает общественную столовую, клуб с читальней, ясли, детский сад и ряд отдельных жилых ячеек, расположенных по коридорной системе.
Разработанный на этой основе Проектным Бюро Мосгубжилсоюза проект подвергался дальнейшей проработке и уточнению на собра
ниях уполномоченных кооперативов, на пле
нуме Президиума Замоскворецкого Райсовета и в специальной комиссии, выделенной Райсове
том для детального ознакомления с проектом. На рабочих собраниях и в Райсовете в качестве докладчиков выступали, на ряду с членами Правления, архитекторы и инженеры Мосгубжилсо
юза, ставившие на обсуждение все специальные вопросы, имеющие принципиальное значение.
В отношении детских учреждений проект разрабатывался по указаниям Отдела Охраны Материнства и Младенчества и Санитарно-Эпидемического п/отдела Мосздравотдела.
В части общежития здание имеет высоту в 6 и 5 этажей. Жилые ячейки поэтажно расположены при трех коридорах. Последние обслу
живаются 4-мя лестницами, из них 2 с лифтами. При каждом коридоре расположены мужские и женские уборные, умывальни, ванны и отдельное помещение, оборудованное мойками, кипятильниками и газовыми таганками для подогревания и приготовления простейших кушаний.