Строительство лечебных учреждений Москвы

Октябрьская революция принесла рабочему населению Москвы и Московской губ. колос
сальное расширение медицинской помощи. В настоящее время имеется ряд таких видов лечебных учреждений, о которых прежде и
думать нечего было. Профилактории, дневные и ночные санатории с их солнечными и воздушными площадками, диэтические столовые, кон
сультации для детей и беременных, молочные кухни, туберкулезные диспансеры, наркодиспансеры, венерологические диспансеры с трудовыми профилакториями для женщин, ле
чебные учреждения с применением водо-светоэлектро-рентгенолечения, санатории легочного, костного и кожного туберкулеза, зуботехни
ческие и протезные институты и, наконец, дома отдыха, ясли, дома матери и ребенка, дома младенца и проч. Кроме профилактическо-ле
чебных учреждений открыт и организован ряд научно-медицинских учреждений, возглавляемых Институтом по изучению профессиональных болезней, значение которого распространяется далеко за пределы Москвы. Расширились и учреждения, существовавшие до рево
люции, — лечебницы, амбулатории, при чем все они были реорганизованы в соответствии с
принципами и методами советской медицины.
Десятилетнее развитие медицинской помощи в Москве и губернии, в части, относящейся к центральным учреждениям, в настоя
щее время определяется количеством более 500 учреждений (не считая уездной медицины) и свыше 1500 занятых ими зданий. Объем строений определяется в более чем
6.500.000 куб. метров. Ценность строений, не считая стоимости санитарно-технического и хозяйственного оборудования земельных участков (водопровод, канализация, электросеть, за
боры, изгороди, мостовые), выражается в сумме 165.000.000 р.
Началом развития общего строительства с 1922 г. положено начало строительства по Отделу Здравоохранения Московского Совета. В первые годы восстановления хозяйства, после гражданской войны, в 1922 — 24г.г., внимание и средства были обращены на восстановление разрушавшихся от времени зданий лечебных
учреждений, существовавших до революции, и вновь открытых в мало приспособленных бывших особняках, помещичьих усадьбах и
т. п. Восстановительные строительные работы указанных лет потребовали расхода около 12.500.000 р.
В 1925 году положено начало новому больничному строительству и улучшению существующих зданий, путем капитального ре
монта и переустройства их в соответствии с последними требованиями советской медицины.
Из числа вновь выстроенных учреждений за 1925 — 27 г.г. следует отметить 5-этажное здание Института по изучению профессиональ
ных болезней, первую Советскую амбулаторию,
поистине фабрику здоровья, в Бауманском районе на М. Семеновской, объемом в 16.400 куб. метров, хирургический корпус на 100 крова
тей (19.880 куб. метров) — при 2-ой Советской б-це на Б. Калужской (заканчивается), хирургический корпус на 100 кроватей при б-це Гельмгольца — 20.730 куб. метр., выстроенный вчерне в минувшем году, амбулаторию Красно-Пресненского района на Миусской пло
щади — 9.070куб. метр., Сокольнического района на В. Красносельской — 9.030 куб. метр., строя
щуюся амбулаторию Замоскворецкого района по Озерковской набережной — в 10.610 куб.
метр., выстроенную вчерне в минувшем сезоне амбулаторию Хамовнического района по Уса
чевке — 12.100 куб. метр., Рогожско-Симоновского района у завода «Сери и Молот» — 14.530 куб. м., родильный дом им. Клары Цеткин на 150 кроватей в Рогожско-Симоновском районе, столовую и кухню на 2.000 человек отдыхаю
щих в доме отдыха имени М. И. Калинина в Тарасовке и там же летние павильоны на 360 отдыхающих, вновь открытую физиологическую лабораторию Института по изучению
Институт по изучению профессиональных болезней им. Обуха