капитальные сооружения: постройка фильтров и отстойников на Рублевской станции, укладка 5-го водовода на протяжении 8 клм., в целях усиления подачи воды в Красно-Пресненский район, и пр.
Следующая, не менее важная работа — это канализование Москвы. Здесь дело обстоит несколько сложнее, чем с водоснабжением. Москва канализована всего на 65%, а 35% мо
сковского населения живет в неканализованных владениях. В целях усиления санитарных мероприятий, а также исходя из не
обходимости предоставления больших удобств рабочему населению города, Московское Ком
мунальное Хозяйство вынуждено производить канализационные работы самым быстрым темпом. Но здесь встречается целый ряд препятствий, затрудняющих эту работу. Чтобы усилить канализование Москвы, необходимо увели
чить специальные очистительные сооружения.
Поля фильтрации, на которые поступают все сточные воды Москвы, в данное время сильно перегружены и являются недостаточными. Довести их пропускную способность надо в бли
жайшее же время, примерно, до 184,5 милл.
литров в сутки, так как уже сейчас поступает около 160 милл. вместо 128 милл. нормальных.
В первую очередь нужно будет в ближайшее время канализовать районы, где проводится большое жилищное строительство. Однако, при теперешних условиях, в связи с перегружен
ностью полей орошения, это почти невозможно. Поэтому, дальнейшая задача коммунального хозяйства в области канализования будет заключаться в том, чтобы создавать специаль
ные местные очистительные для сточных вод сооружения по методу аэрации. Такая опытная станция для очистки сточных вод строится в данное время в Ленинской слободе, в районе Кожухова. Если опыт этой станции будет уда
чен, то будет возможно в ближайшие годы приступить к постройке таких специальных очистительных сооружений в других районах.
Вместе с этим надо приспособить Люберецкие поля орошения к большей, чем ныне, пропускной способности сточных вод. На Люберецкие поля орошения на устройство там спе
циального отстойника и расширение полей фильтрации в этом году тратится 1.600 т. руб.; кроме того, крупные канализационные сооружения будут строиться в Дангауэровке и Бутырском районе, стоимостью до 1 милл. рублей.
Строятся также две большие общественные уборные: одна — на Трубной площади, а другая — у Пречистенских ворот, общей стоимостью в 100 тыс. руб.
Переходя к другим предприятиям, необходимо остановиться на городских средствах передвижения, имеющих чрезвычайно важное общественное значение.
Эта отрасль хозяйства, в соответствии с общей линией М. К. X., также должна раз
виваться не только в плоскости обслуживания центральных частей города, но, главным образом, окраин и пригородов.
В настоящее время число трамвайных вагонов, работающих на линиях, доходит до 1050 шт., вместо 816 в 1913 году. Но общее по
ложение с трамваем еще остается пока тяжелым. Если в дореволюционное время имелась в среднем нагрузка на вагон в 48%, то мы имеем в 1928 году около 80% — больше почти в два раза. Дальнейшая задача будет заключаться в том, чтобы уменьшить эту нагрузку и поставить работу трамвая в более нормальные усло
вия. Одной из мер, направленных к разгрузке трамвая в утреннее время, является установление Президиумом Моссовета начала ра
боты на фабриках и заводах утром в разное время.
Конкретные работы в области трамвайного строительства будут заключаться в настоящем году в следующем: 1) в увеличении подвижного состава путем получения новых вагонов, за
казанных на русских заводах еще в прошлые годы, 2) в улучшении трамвайного движения на окраинах в районе фабрик и заводов, путем увеличения там числа работающих вагонов и 3) в продолжении капитального и восстанови
тельного ремонта трамвайного оборудования, а также достройке Покровского парка, смене рельс на 25 клм. и проч.
Автобусное сообщение, организованное в августе 1924 г., сейчас уже приняло характер общественного транспорта, которым пользуется довольно значительная часть московского населения. Предполагается в 1927/28 году перевезти около 50 милл. пассажиров. Но это за
дание безболезненно может быть выполнено только при условии, если будет закончена постройка гаражей и будет пущен в ход авто
ремонтный завод. В настоящее время в эксплоатации имеется около 125 машин, из общего количества 165 (инвентарных). Некоторые из них работают уже более 3-х лет и требуют ежегодного соответствующего ремонта. Для нормальных условий эксплоатации требуется резерв, создать который при недостатке машин невозможно. Поэтому, в настоящем году придется воздержаться от открытия новых авто
бусных линий, и вместе с тем стремиться к скорейшему получению заказанных за гра
ницей до 30 автобусов. Надлежит закончить постройку мастерских при большом автобусном гараже на Бахметьевской ул. и полностью оборудовать авторемонтный завод за Семеновской заставой.
За последнее время со стороны населения усилился спрос на газ. Сейчас производительность газового завода уже перешагнула за довоенный уровень. Если в 1913 году было до
быто 17 милл. куб. метров, то в 1928 году намечается выработать 23,8 милл. куб. метров. Вместе с этим в ближайшие годы нам пред
стоит поставить перед собою задачу постройки в Москве нового газового завода, так как мас
штаб деятельности имеющегося газового завода не дает возможности в достаточной степени обслужить нужды московского населения и промышленности.