Из ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО БЫТА

Наши новые дома до последнего времени предоставляли мало возможностей для коллективизации быта. Только в конце 1928 г. жилищная кооперация получила право тратить 5% из сумм, ассигнованных на жилищное строительство, на постройку культурно-бытовых учреждений—красных уголков, детских садов и яслей, общественных учреждений и пр.
Дом-коммуна жилстройкооператива «Замоскворецкое Объединение», который уже отстроен и в ближайшее время будет заселен, должен привлечь к себе внимание всей нашей общественности. Надо вскрыть недоче
ты этого сооружения для того, чтобы их при постройке новых коммун не повторять.
А этих недочетов не мало. При планировке дома забыли учесть необходимость прачечной, не учли размеров столовой, которая тесна и не вместит всех желающих обедать. Здесь две опасности, и весьма существенные. В доме-коммуне, в квартирах и в местах об
щего пользования, будет стираться белье, заведется сырость, отчего будет разрушаться здание. Вследствие недостаточных размеров столовой обед будут готовить в квартирах, появятся примуса, копоть и пр.; в результате исчезнут все характерные черты домакоммуны.
Весьма важен вопрос о меблировке квартир и комнат коммуны. Есть опасность, что прекрасный но качеству стройки и внутренней отделки дом-коммуна будет за
ставлен старой громоздкой мебелью, всяким домашним хламом, что отразится как на санитарном состоянии отдельных квартир и комнат, так и сделает весьма непривлекательным внутреннее состояние дома. Поэтому во
прос о полной меблировке дома встает во всю ширь. Что для этого надо сделать? Во-первых, МОСПО должно предоставить всем въезжающим в дом-коммуну мебель на льготных условиях. Жильцы должны будут въехать или даже войти только с чемоданами, с необходимой оде
ждой и бельем. Всю свою старую мебель, домашнюю утварь и всякий хлам, которым забиты чуланы и кори
доры, они оставляют в старой квартире. Мосторг, который организовал скупку всякого рода отбросов и не
нужных вещей, мог бы организовать также скупку всех старых домашних вещей лиц, переезжающих в домкоммуну. Деньги за купленные вещи будущие комму
нары могут не брать, а перечислять их в виде аванса за полученную в доме-коммуне мебель.
К сожалению, попытки договориться с потребкооперацией о предоставлении въезжающим в коммуну мебели в кредит успеха не имели.
Вопрос о подборе жильцов в дом-коммуну имеет также большое значение. Нам известен ряд случаев, когда коммуны рабочей молодежи и студенчества рас
падались только вследствие того, что недостаточно серьезно подходили к подбору жильцов коммуны. По
этому в большинстве рабочих коммун при приеме новых коммунаров требуется согласие 4/5 общего состава коммуны .
Вот такого отношения к заселению дома-коммуны не было. Сначала предполагалось заселить дом-коммуну очередниками—членами кооператива, стоящими в оче
реди на получение площади. Затем попытались внести некоторые ограничения при заселении дома. Теперь коммуну решено заселить на 90% рабочими от станка. Выработаны условия требований для въезжающих в ком
муну. Эти условия долго обсуждались, менялись и, наконец, приняты. Сущность их такова. Жильцы дома-коммуны обязуются воздержаться от перевозки предметов хозяйственного оборудования и иму
щества, не отвечающего условиям проживания в домекоммуне (иконы, предметы кухонного обихода, имуще
ство, находящееся в антисанитарном состоянии и пр.).
Все вселяемые в дом обязуются полностью перейти от индивидуальной кухни на питание в столовой дома. В первую очередь на общественное питание переходят лица, живущие в отдельных комнатах, а остальные по мере расширения столовой. Дети дошкольного возраста всех вселяемых в дом в обязательном порядке размещаются и воспитываются в дневное время в детских учре
ждениях дома. Жильцы коммуны обязуются принимать активное участие в общественной, культурно-бытовой работе дома, а также в управлении хозяйством дома. В течение 1930 года все проживающие в коммуне обя
зуются ликвидировать свою неграмотность. Все члены коммуны обязаны самым решительным образом бороться с алкоголизмом, грубостью и некультурностью, рели
гиозностью и остальными явлениями старого быта. Жильцы коммуны обязуются бережно и заботливо относиться к хранению общественного имущества и соблюдать правила санитарии и гигиены в пользовании жилыми помещениями. Члены коммуны обязаны не только бороться за переустройство и обобществление быта в доме коммуне, но и добиваться осуществление нового быта в близлежащих домах жилищной кооперации, а также вести агитацию за перестройку быта на тех предприятиях, где они работают. Проживающие в доме-коммуне признают для себя обязательными решения товарищеского суда дома по вопросам бытового характера, а также правила внутреннего распорядка и решения общих собраний жильцов дома. Все мероприятия по организации нового быта в доме-коммуне проводятся на средства самих проживающих. В случае систе
матического нарушения правил проживания жильцы дома-коммуны по решению общего собрания могут быть выселены на другую площадь.
Необходимо принять решительные меры к тому, чтобы эти условия жильцами дома полностью соблюдались. Дом-коммуна в Замоскворечье должен быть показательным .
Это обязывает нашу общественность обратить внимание и оказать максимальную помощь этой новой крепости на фронте перестройки быта.
И. ЛИВШИЦ.

Студенческий дом-коммуна в Москве

Помещаемые чертежи эскизного проекта дома-коммуны представляют собой решение, данное инж. И. С. Николаевым в процессе соревнования между архитектурными силами Текстильстроя. Необычайная срочность (дом должен быть заселен в октябре 1930 г.) не позволила привлечь широко архитектурную обществен
ность Союза к этому интересному заданию. Однако всячески следует приветствовать идею соревнования, которая в данном случае восполнила до известной степени этот пробел.
Решение интересно уже самим характером задания, которое во многом предопределяет проект. Основная
идея заключается в том, что все помещения для бытовых процессов специализированы. Отдельно мыслятся по
мещения для сна, отдыха, учебы, зарядки и т. д. Это позволяет рационализировать быт и, что особенно важ
но в данном случае, позволяет научно организовать процесс обучения студента, который в общежитии не может быть достаточно эффективно поставлен. Комната для четверых, где один занимается, другой играет на музыкальном инструменте, к третьему пришли гости,
а четвертый спит, не дает стимула к тому темпу обучения, который предстоит нашей вузовской молодежи после проведения реформы обучения.