НОВОСИБИРСКАЯ ИГРУШКА

ствие девочкам. Над ними возвышаются отдельные, художественно-юмористического типа, мастерски сделанные игрушки: машинистка в коротком платьице под названием «пишмаш», превосходнейшая серия попов всех религий — православный и шаман, поп и равин с качающейся головой, католический ксендз и мулла, сделанные с несомненным юмором, вполне доступным для ребенка, и большой художественной законченностью, —великолепный «Братишкин», плутоватый, всюду побывавший мальчуган, который подмигивает вам с невыразимой лукавостью, «Братишкин» этот стал любимцем многих и многих детей и сумел уже попасть на экран кино. Прелестна по своей закон
ченности игрушка довольно сложного состава, — едущие нарты, запряженные реалистическими оленями, с сидящими в нартах эскимосами и эскимоской с ребенком на руках. Мастерская выде
КЛОУНЫ
лывает очаровательные би-ба-бо в виде собачек, негритенков и т. д. Вся коллекция игрушек разнообразна и ярка. Имеются игрушки разной цены и разной величины от миниатюрных до больших качающихся лошадей, на которых может уехать в страну детских мечтаний бутуз лет восьми.
Игрушки новосибирской мастерской значительно возвышаются над средней нашей игрушкой. Скажу больше: так как мне в Москве не приходилось видеть сибирской продукции (хотя она и ввозится в Москву), а бывать в игрушечных магазинах Москвы, конечно, приходилось, то у меня составилось твердое убеждение, что в общем игрушки, заполняющие наши магазины, бездарны и не. выдерживают никакого сравнения с той изумительной художественной игрушечной галлереей, кото
Будучи большим центром притяжения для огромного округа, Новосибирск стягивал и стягивает к себе значительное коли
чество беспризорных детишек. Новосибирск энергично борется с этим явлением.
Группе лиц, непосредственно ведущих борьбу с беспризорностью, удалось создать в Новосибирске совершенно исключи
тельное учреждение, в своем роде единственное. Я говорю о фабрике игрушек и состоящих при ней мастерских некоторых других поделок (из кожи, меха, столярных, слесарных).
Около 300 детей разного возраста, мальчиков и девочек, заняты на этой фабрике и в этих мастерских. Они имеют здо
ровый и цветущий вид, они полны веселья, они приобрели замечательную мануфактурную ловкость рук, они делают изделия высокой ценности, они давно забыли свой бродячий инстинкт, который так часто вновь устремляет ребенка, пригретого государством, на бесконечные железные и нежелезные дороги нашей страны; они идут вперед к новой жизни, — жизни молодых рабочих: среди них прекрасно развиваются пионерство и комсомольство. Это — сознательная молодежь, которая вольет много бодрости, умения и энергии в ряды сибирского гражданства.
Центральным производством мастерских является, как я уже сказал, производство игрушечное. Под наблюдением хороших мастеров, по моделям выдающегося скульптора, работаются игрушки из папье-машэ, из дерева, раскрашиваются, одеваются и в болыних массах отправляются во все стороны Сибири и Союза.
Игрушка, создаваемая бывшими беспризорниками Новосибирска, представляет собою очень высокий тип объекта детской игры. Животные, которые делаются здесь, отличаются либо замечательной верностью передачи живых форм и известной динамичностью движения, либо хорошей, полной вкуса стилизацией, которая, как известно, так нравится маленьким детям. Нарядные куклы одеваются в платье всех национальностей. населяющих нашу страну, и могут доставить большое удоволь
КУКЛЫ
рую представляют собою некоторые игрушечные отделы Вертгейма в Берлине. Между тем, утверждаю, что сибирская игрушка отнюдь не уступает не только немецкой игрушке среднего уровня, но даже хорошим отдельным образцам, возвышающимся над средней линией.
Одновременно со мною в Москву приехало приблизительно на 5.000 рублей игрушечного товару для продажи, а также три ящика игрушек в подарок Наркомпросу. Эти последние уже выставлены на нашей московской педагогической выставке (в Политехническом музее).
Конечно, мастерская нуждается в поддержке. Хотя она и развивается, и развивается притом довольно быстро, но все же она сильно нуждается в оборотных средствах. При всем желаний, сделать больше, чем уже сделано Сибоно и Окроно, Новосибирск и местная общественность не могут. Прекрасному делу нужно притти на помощь из центра.
А. ЛУНАЧАРСКИЙ