Б. Я. Славская
(„Князь Игорь )
В. П. Давле
Опера
Л. С Самборская.
(„Озеро Люль“)
О. Г. Казико Т. русск. драмы
Лидия Вырлан Камерная певица

Одесса.

За последние 2 месяца наибольшее
число постановок пришлось на долю Тинского, в своей режиссерской работе определенно тяготеющего к сценическому реализму и стремящегося во главу угла этой работы поставить четкость исполнительского рисунка. Из трех его последних постано
вок — „Натусь Винниченко, „Мазепа Словацкого и Мораль пани Дульской — наиболее успешной должна быть признана последняя. Старая польская комедия нашла себе в труппе очень крепкий ансамбль, как на мужской, так и на женской половине (Тинский. Лисовский, Мациевская, Нятко, Хуторная, Загорянская, Миколаевич). „Натусь и „Мазепа , несмотря на участие в них таких талантливых артистов, как Ужвий (Христя Парменовна и Амелия) и Осташевский (Чуенко и Воевода), в репертуаре, видимо, не удержатся. „Гвоздем сезона явилась постановка гастролировав
шего здесь киевского режиссера В. Василько — „За двома зайцями (текст в. Ярошенко, сценарий — Василько), художественный успех которой получил еди
нодушное признание. По своему литературному осно
ванию и общему композиционному плану „За двома зайцями находится в несомненном родстве с „Воз
душным пирогом и „Мандатом , представляя собою новый вариант комедии-сатиры на нынешний мещанский быт. Как режиссер, Василько обнаружил доста
точную самостоятельность, и если на построении пьесы и постановке отразилось влияние приемов передовых столичных театров, то в этом пет ничего удивительного, а тем более — зазорного. Успех спектакля зиждется на удачном сочетании всех главнейших элементов сценического представления: занятного, незамы
словатого сюжета, интересного внешнего оформления и превосходного исполнительного ансамбля. Заняться оценкой исполнителей значило бы лишний раз пере
числить имена почти всего состава труппы. Все же нельзя не отметить Шуйского в роли афериста Голохвастого (центр, фигуры в комедии).
На театре Массодрам режиссером Е. А. Брилем дана была достановка „Яда Луначарского в таком блестящем разрешении всех сценических задач, какого, кажется, ни разу еще не удавалось добиваться этому молодому и талантливому режиссеру. В отличие от других театров, „Массодрам нынешнего состава отличается большой разнокалиберностью труппы, усложняющей работу постановщика. При наличии такого исполнительного состава выявить единство и стройность режиссерского замысла — это большая заслуга ограниченного в средствах режиссера.
В постановке автора на том же театре поставлена была пьеса Д. Касьянова „Заговор равных , представляющая собой попытку изобразить один из интереснейших моментов в истории Вел. Французской Рево
люции (эпохи Директории). Центральным действующим лицом является Бабеф. В пьесе выведено и буржуаз
ное общество того времени. Таким образом отдана еще одна дань увлечению „историзмом . Однако, ни по литературным своим достоинствам, ни по сценическому оформлению новая постановка большого интереса не представляет.
На музыкальном фронте твердо удерживает свои позиции Филармоническое о-во. В декабре истек первый год деятельности ОФО, отмеченный 32 концертами симф., камерн. и пр. В начале второго операционного года ОФО развило еще больший темп работы, на протяжении 2 месяцев оно организовало 5 симфонических
концертов под упр. местного дирижера Г. А. Столярова и гастролера из Москвы — засл. арт. А. М. Пазовского, 3 сольных вечера — скрипача Н. Блиндера, пианиста А. В. Зейлигера, певицы Лидии Вырлан (каждый из них кроме того выступал в симф. собрании), 1 концерт квартета им. Глазунова и 4 концерта квартета Москов
ской Государственной Консерватории. Систематическое устройство симфон. утренников для пролетарской ауди
тории (цены билетов от 20 коп.), рассылка бесплатных билетов на рядовые концерты низовым музыкальным ячейкам фабрик и заводов, устройство 2 квартетных собраний Московского ансамбля в клубах металлистов и печатников, — все это свидетельствует о том, что ОФО искренне стремится осуществить главнейший пункт своего устава: пропаганду серьезной музыки среди широких масс трудящихся.
Параллельно с ОФО в Одессе намерено работать Отделение Музыкального о-ва им. Леонтовича (центр в Киеве). Открытие этого отделения состоялось 15 фефраля в помещении Гос. Укр. театра. Новое музыкаль
ное о-во не ограничивается пропагандой одной только национальной украинской музыки. По крайней мере уже в нервом концерте, помимо вокальных опусов Лысенко и Синицы, исполнены были трио В. А. Золо
тарева (автора оперы „Декабристы ) и скрипичная соната Н. Метнера. Исполнители — консерваторская молодежь по преимуществу. Сумеет ли местное отделе
ние о-ва развернуть большую работу и в каком она пойдет направлении, покажет будущее.
И. ШУМСКИЙ.

Екатеринослав.

Закончила свой незадачливый сезон украинская Держдрама (в Театре им Луначарского). Конец сезона отмечен постановкой ряда пьес, немного поднявших интерес к театру (Щиткари, Уриель Акоста и Отелло).
В Центральном Театре — онера. Состав-средний. Га стролеры (Пирогов, Матвеев) со второго спектакля — луч
шая аттестация качества оперного состава. Сборы— средние.
В „Спартаке — оперетта (третья в сезоне). Если предшествующий ей состав, под упр. Амираго, вызывал к себе интерес качеством ансамбля, то сейчас все эти „Марицы и „Коломбины , — поданные довольно посред
ственно, а часто и убого, — оставляют здешнего обыва
теля равнодушным. В составе: Котомин, Алмазова, Жданова, Кольцов, Карпинский, Идзинский, Гиляров и др.
С 15-го марта в Центральном Театре начинается (наконец-то) сезон русской драмы. Театр сдан коллек
тиву под упр. Л. И. Изольдова. В составе: Васильев (заслуж. арт ), Валента, Гетманов и др. Предполагается ряд гастролеров: Качалов, Южин, Блюменталь-Тамарин и др.
В Железнодор. Театре — ансамбль русской драмы под упр. М. Г. Сазонова. В репертуаре: Волчьи души, Женщина у трона, Гапон, Нечаянная доблесть, Борис Савинков и др.
Громадный рабочий район Екатеринослава с десятком клубов — на положении „беспризорного : случайные концерты и халтурные спектакли, вроде „Шпан
ских мушек и „Ножа моей жены , режут здоровые зачатки клубной работы. По прежнему — обилие „гастро
леров , каких-то „таборных певиц и „кино-звезд — вроде Баранцевич и куплетистов.
СПЕКТАТОР.
Киев☛Одесса