Севильский Цирюльник I акт ,,Намісто Мадони“I и IIIII акт Харьков.

Балетная часть труппы украинской оперы составлялась с таким расчетом, чтобы дать за сезон целый ряд балетных постановок. Однако, по разным причинам, почти за пятимесячное существование театра успели показать только один спектакль — «Лебединое озеро». Этот спектакль, поставленный балетмейстером Баланотти, имел большой успех, пройдя около тридцати раз. В художественном отношении он явился резким отходом от старых традиций. Но Баланотти, затянув следующую по
становку, выбыл из труппы. Пришлось приглашать другого балетмейстера — Моисеева, на долю которого, совместно с талантливым художником Петрицким, выпада неблагодарная задача форсировать «Корсара».
Постановщики подошли к «Корсару прежде всего, как к театральному зрелищу. Они целиком почти уничтожили имеющийся в сюжете романтизм, оставив лишь небольшую долю сказочности. Установка была сделана на дина
мичность и стилизацию. Художник подошел к разрешению своей задачи комбинированно, — он использовал и конструкцию, и живописные средства, но все оказалось подчи
ненным исключительно яркой, блестяще организованной игре красок. Сценическая площадка оборудована художни
ком так, что она, являя самодовлеющее художественное целое, в то же время наилучшим образом служит разре
шению хореграфической части постановки. Математически выверенный свет отлично гармонирует со всей сценической площадкой и костюмами. О последних надо прямо сказать, что Петрицкий создал интереснейшее в балетном театре художественное явление: так красивы, эффектны и оригинальны на общем фоне костюмы «Корсара».
В бесспорную заслугу балетмейстеру следует поставить то, что он полнейшим образом почувствовал художника, не отдав, однако, инициативы в его руки. Оба взаимно усвоили стиль постановки. Балетмейстер стилизовал танцы и панто
миму, придав ей, однако, более реальный характер, чем требовалось бы. Стилизация танцев дала ряд оригинальных хореграфических композиций, напоминавших лучшие традиции фокинского балета. Слабое место танцев — в ансамблях... Тут не хватает эффектных финалов. Зато балетмей
стер сумел хорошо подать солистов. Выступление примабалерины Сальниковой произвело сильное впечатление. У артистки видна отличная школа. Техника ее в классическом танце очень высока. Твердо и виртуозно владея пуан
тами, на редкость ритмичная, Сальникова в то же время обладает и настоящей элевацией. Мимические же данные артистки изобличают в ней настоящий сценический дар.
«Корсар» сразу же прошел настолько безоговорочно, что его вполне справедливо относят к крупнейшему достижению украинского оперного театра за весь сезон.
В Держдраме, в свою очередь, козырнули постановкой комедии «За двумя зайцами». Это — старая, очень попу
лярная у украинцев комедия Старицкого, но ее целиком почти перелицевали на современный лад. Сохранив только
фабульную канву, несколько авторов написали заново текст, дав близкую к гротеску комедию нравов современного нам мещанства, напуганного революцией, но спекулирующего на ней. Текст пьесы написан живо, остроумно, вполне сценично, с одним лишь недостатком — излишней злободнев
ностью, которая неизбежно укоротит срок жизни этой пьесы на сцене.
Пьесу поставил бывший режиссер Киевского драматического театра «Березиль», В. Василько. Постановка заме
чательна высокой организованностью спектакля. Василько подошел к комедии сценически как к гротеску. Исполь
зовав для внешнего оформления несложные конструкции и ширмы, он, однако, все время вращается около условного реализма. В этом смысле стиль выдержан более или менее во всем; в монтаже спектакля, игре и гриме актеров, в костюмах. В целом же это - образец того, как можно на сцене
привести в полное соответствие все части. В мизансценах— много остроумной выдумки, оригинальных сценических поло
жении. Все сделано с большим чувством художественной меры.
Если есть некоторая доза разнобоя в игре артистов, то она сказывается преимущественно в оттенках. Так, одни но манере игры приближаются скорее к гротеску, другие,
наоборот, к сатирической, но реальной комедии. Разнобой этот объясняется тем, что в труппе театра имени Франка в этом году много новых артистов, собранных из разных театров. И. ТУРКЕЛЬТАУБ.

Баку.

Закрыт сезон Госоперы. В материальном
отношении итоги сезона сравнительно благополучны, без большого дефицита. В художественном — надо отметить ряд достижений. Обладая гибким, сыгранным орке
стром, умело управляемым Павловым-Арбениным, Клибсоном, Шефером, недурным (в вокальн. отнош.) составом актеров, из которых Афрамеевой, Красницкой, Брагиным были выполнены ответствен. художеств. партии, — театр су
мел дать, помимо обычного, возобновляемого из года в год репертуара, 3 постановки: «Трильби», «Минин» и «Гамлет».
В постановочном отношении эти оперы не дали ничего нового: все та же старая вампука, но многим порадо
вали отдельные исполнители: Лапшин — Никольский, Свенгади и Гамлет — Брагин, Офелия — Афрамеева.
Поставленный для 25-летнего юбилея А. М. Брагина «Гамлет» показал, как еще силен этот артист в своем искусстве вокалиста старой школы. Брагину присуждено звание заслуженного артиста А.С.С.Р.
Для состоявшегося здесь тюркологического съезда был поставлен 1-ый акт новой оперы Глиэра «Шах Сенем», интересный — попыткой синтезировать музыкальные культуры Запада и Востока. К сожалению, в драматическом отношении опера слаба, тягуча, лишена динамизма. Внешнее офор
мление (в стиле персидской миниатюры) удачно выполнено Вяч. Ивановым. Недурен балет. АН. ЛИН.

Симферополь.

Оздоровление театрального
дела в Крыму — факт несомненный. Ярким показателем этого оздоровления являются, между прочим, подготовительные работы Крымполитпросвета к предстоящему летнему сезону. Едва-ли приходится доказы
вать важность должной постановки театрального дела во Всесоюзной Здравнице, всесоюзном «Доме Отдыха», како
вым является значительная часть Крыма. Крымполитпросвет стал на совершенно правильную точку зрения, своевременно занявшись этим вопросом и заблаговременно запро
сив все райполитиросветы как о состоянии театров, так и о намечающихся на местах запросах, требованиях и воз
можностях. Приглашение гастрольных трупп намечено для шести городов Крыма: Симферополя, Севастополя, Ялты, Феодосии, Керчи и Евпатории. Намечены, совместно с Рабисом, к приглашению следующие труппы: студии имени Вахтангова, Московского театра Сатиры, комической оперы, гротесковый состав Московских театров, театра Революции, а также отдельные концертные группы и, наконец, Ленин
градский Росцирк. Надо надеяться, что райполитпросветы отнесутся с должным вниманием к запросу Крымполитпросвета, а последний, в свою очередь, поставит и разрешит вопрос об обслуживании в течение летнего сезона не толь
ко перечисленных шести городов, но и мелких курортных местечек (Алушта, Алупка, Гурзуф, Симеиз, Саки, Судак, Коктебель и др,), довольствовавшихся до сих пор случайными гастролерами халтурного и полухалтурного пошиба.
Есть основание думать, что вопрос о предоставлении крымским курортникам здоровой художественной пищи получит в этом году благоприятное разрешение.
Празднование 5-летнего юбилея Крымгосдрамтеатра
состоится 6 апреля. СЕМ. ГАМАЛОВ.
Харьков