Деревенское творчество

Одно из наиболее значительных завоеваний Октябрьской Революции — это пробуждение творческих, жизнедеятельных сил нашего многомиллион
ного крестьянства. Зашевелилась деревня после векового рабства, жадно потянулась к свету знания, заговорила своим безыскусственным, но сильным и ярким языком о том, что пришлось ей пережить в прошлом и как она хочет построить свою новую, светлую и радостную жизнь. То, что происходит сейчас в деревне, та ломка вековых устоев деревенского уклада, которая совершается во имя по
беды новых идей над старыми предрассудками,— весь этот глубокий внутренний процесс перерождения определит собою будущее нашей пре
имущественно крестьянской страны на очень долгие годы. Мы — на грани новой эпохи, которая будет характеризоваться центральным положением де
ревни, со всеми ее разносторонними интересами, в нашей всесоюзной культурной жизни. В соот
ветствии с этим лозунг «Лицом к деревне!» — одно из наиболее актуальных, действенных, жизненно необходимых и, так сказать, «долгосрочныхнаших обязательств пред будущим пролетарского рабоче-крестьянского государства.
Все это в полной мере относится и к нашей художественной жизни, направление и задачи которой, в связи с намечающимися перспективами общего характера, нуждаются в весьма существенных поправках. Наша художественная куль
тура, выросшая главным образом на почве города и город же обслуживающая, делает еще только первые робкие попытки к овладению деревней. Между городом и деревней в этой области еще нет тесной смычки. Город еще только присматри
вается к деревне, вглядывается в ее лицо, ста
рается разгадать, чем она живет, пытается понять
ее язык. Разобщенность, созданная веками, не так-то легко изживается. Поэтому общение, которое возникает временами между городом и деревней,— будь то литература, направленная в крестьянство, поездка какой-нибудь кино-передвижки или «дере
венские гастроли» агит-драмколлектива, — в конце концов является лишь более или менее успешным
нащупыванием почвы для будущей работы Самая же работа, в сущности говоря, еще и не начинались как следует. И происходит это не из недостатка желания работать на селе, а просто от недоста
точной еще изученности деревенского читателя, зрителя и слушателя. Потому-то у нас так мало настоящей крестьянской литературы, мало под
ходящих деревенских фильм, почти нет хороших пьес для сельского театра. У нас нет острого недостатка в талантливых, энергичных и идеоло
гически подготовленных работниках, но беда вся в том, что мы еще не знаем как нужно деревни.
У нас есть потенциальная возможность к худо
жественному оформлению нужного для деревни материала (об этом убедительно говорят достижения пролетлитературы, революционного совет
ского театра и нашего экранного искусства), но самого материала у нас в руках еще нет, мы еще его не изучили.
Как же добыть этот материал? — Вот вопрос, который занимал и волновал, вероятно, не одного культурного работника, желающего отдать свое дарование и художественное мастерство деревне.
Поехать в деревню, пожить там, собственными глазами и ушами набраться деревенских впечатлений?.. Не плохой путь. Но это — путь единич
ных усилий, путь случайных удач и неудач, путь в конце концов не очень надежный. Мы не такими методами теперь работаем в массах и с массами. Конечно, гораздо более целесообразным и безошибочным будет метод коллективистический, основан
ный на вызове самодеятельности самих изучаемых масс.
На такой именно путь встала московская газета «Беднота», устроившая конкурс на дере
венскую пьесу. Об этом очень обстоятельно и захватывающе рассказывает в статье «Крестьян
ская драматургия» т. В. Карпинский в № 75 московской «Правды» (каждый культурный работ
ник должен прочесть этот замечательный документ современности).
Оказывается, на конкурс было представлено
немного-немало, как четыре тысячи пьес, из