С другой стороны, в провинции имеет совершенно исключительный, сумасшедший успех (в Смоленск, напр., приезжали крестьяне за 50 верст) бездарная, неграмотная пьеса Ростовцева „Царь всея Руси —на 2/з состоящая
из воспроизведения обрядов... царской свадьбы и из народных и псевдонародных песен.
Эту „общественно-содержательную волну, высоко поднявшуюся в истекающем сезоне, также необходимо учесть. Может быть, это — лицо деревни?
* * *
„Рабочий Зритель (№ 14) справедливо жалуется на то, что в радио-концертах, на которые так щедры наши радио-станции и которые, в связи с развитием радио-любительства, все больше и больше слушают рабочие,—
пение, в большинстве случаев, бывает в виде отрывков из старых опер, которые по своему содержанию не подходят для рабочих. Нам нужны свои революционные песни, зовущие к борьбе, труду, а не песни из старых опер, воспевающие разную знать или сердцещипательные романсы.
С этим нельзя не согласиться. Ориентация радиопрограммы должна быть не на советскую барышню или профсоюзный „третий элемент , а на организованного советского слушателя — рабочего-средняка, передовикакрестьянина, комсомольца, пионера...
И это тем более, что отсутствие рыночных отношений между радио-станцией и ее „потребителем — слушателем („бесплатно !) дает едва ли не впервые в истории удобный случай выбросить за борт весь тот „художественный хлам 2-го и 3-го сортов, какой держится лишь инерцией да мещанством мелкобуржуазной „публики . Все эти „Фаусты , „Демоны , арии с коло
кольчиками и без оных, — добрых 75% современного репертуара...
Так просеять репертуар, чтобы осталось лишь первоклассное.
*
* *
Удивительный журнал „Искусство трудящимся ! Такой спокойный, уравновешенный...
В отчете о премьере „Елизаветы Петровны в Студии МХАТ Сергей Городецкий хладнокровно докладывает:
На первом месте стоит исключительно обаятельная „Елизавета Соколовой. Глубокое сочув
ствие, которое вызывает у зрителей ее образ и вся история ее любви к певчему, вряд ли стоит в полном согласии с историей. Но тут уже вина автора. Артистка провела роль и т. д.
А за каким, собственно, чортом, с позволения, сказать нам надо золотить ореол означенной высочайшей особы?!. Впрочем, С. Городецкого это мало волнует; и понятно: он „сам давно ли к ним от нежности отрекся ?..

В. Ф. Туровская (певица).

Начался весенний сезон, а вместе с ним и ряд студийных выступлений, подводящих итоги учебной работе с учениками театральных школ. На этих показа
тельных вечерах учитываются не только способности отдельных сотрудников и их пригодность для дальнейшей работы в театре. В нашу эпоху пересмотра изобрази
тельных средств сцены нас интересует прежде всего спектакль и общий метод подхода к сценическому искусству. Выступают молодые актеры, выросшие и воспитанные в обстановке революционных лет, и каждый экзаменационный спектакль является для исполнителей не только артистическим испытанием, но и показателем той или иной степени их созвучности с современностью.
Таким показательным спектаклем была и постановка С. Э. Радлова — «Фуэнте Овехуна» (Овечий Источник) Лопе-де-Вега в Институте сценических искусств. Она отчетливо свидетельствовала о том, что при настойчивом
желании и умелом руководстве можно добиться ценных результатов, даже при самых неблагоприятных внешних условиях. А кроме того, спектакль прозвучал бодро и убедительно, давая художественный отклик на современное чувство жизни.
Прежде всего нельзя не отметить с большим удовле  творением общую слаженность спектакля. На сцене вы
ступали не отдельные актеры для демонстрирования своего умения перед экзаменаторами, а развертывалось цельное представление. Был ансамбль, была режиссер
ская работа, было построение художника-декоратора. Все в пределах средств и возможности школы, конечно; но самый факт цельной структуры спектакля знаменует собой определенное достижение в области нашего театрального образования. Кто помнит экзаменационные спек
такли в б. Александринском театре, тот сумеет оцепить значение метода работы в И. С. И. Там была установка на отдельного актера, здесь на проработанный молодыми участниками спектакль. Тем самым сделан ре
шительный шаг по пути к преодолению индивидуализма в работе театра и к осознанию значения коллективного труда.
Современный спектакль есть явление сложное. Он требует оркестровки многообразных средств театра и целесообразного использования светового и звукового монтажа совместно с вещественным оформлением пло
щадки, согласованных с костюмом, голосом и движением актера. В наши дни актер перестает выступать только как декламатор словесных реплик, отказывается от приемов игры, усвоенных старой школой индивидуали
стов-актеров, игравших только самих себя во всех ро
лях и пьесах, и стремится найти свое творческое «я» в слиянии с игрой коллектива и в созвучии с современной, иногда весьма сложной, техникой сцены.
С этой точки зрения «Фуэнте Овехуна» в исполнении учеников И. С. И. является скромным, но весьма ценным опытом согласованной работы режиссера, художника и актеров, сумевших подчинить свои дарова
ния единой цели — спектаклю. Художник (А. Рыков) создал ряд основных строчек партитуры спектакля.
В его работе не было уже ни тени прежних навыков живописцев из «Мира Искусств», считавших себя самым

молодой АКТЕР

и СОВРЕМЕННОСТЬ