ПЕРМЬ
ТРАМ

„На рельсах“Макет худ. И. М. Вехонина ЗИМНИЙ СЕЗОН В ЗАПОРОЖЬЕ

ОПЕРА В СВЕРДЛОВСКЕ

Опера свила себе прочное гнездо в столице Урала. Умелый подбор артистических сил, удачное распространение абонемен
тов (13 основных и 6 дополнительных), симпатии к оперному театру со стороны советских и профессиональных организаций, а также широкой публики — все это вместе взятое способство
вало созданию на Урале одного из лучших в Союзе оперных театров с весьма энергичной дирекцией во главе с крепким
коллективом артистических сил, хорошо слаженным оркестром, сильной режиссурой и дисциплинированным хором и балетом.
Но вот прошло пять с лишним месяцев работы театра — срок достаточный, чтобы спросить: выполнил ли театр данные им при начале сезона широковещательные обещания?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос дала недавняя конференция зрителей, к слову сказать, протекавшая в раскален
ной атмосфере бурных споров о том, опера нам нужна или драма.
Конференция в своей резолюции подчеркнула, что, несмотря на общие достижения театра и на некоторые его сдвиги к современности, театр в общем все еще остается «театром старой культуры, далеко стоящим от задач социалистического строительства, от рабочего зрителя и от клубов; что в работе театра наблюдается «искривление репертуарной линии» (включение в репертуар чуждых современности опер: «Ромео», «Самсон и Далила», «Лакмэ» и т. п.).
Конференция дала театру ряд весьма ценных указаний и по линии репертуара, и по линии приближения театра к рабо
чим клубам, и по линии организации общественности вокруг театра. Что руководители театра, чуткие к общественному мне
нию, учтут все требования театральной общественности, видно хотя бы из того, что уже сейчас театром намечен ряд выездов в рабочие районы с несколькими лучшими постановками: «Борис Годунов», «Кармен», «Севильский цирюльник».
Несколько слов о достижениях. На первом плане — ряд новых и интересных постановок работы режиссера Лосского и художника Дубровина: «Борис», «Псковитянка», «Аида» и одно
актная «Фленго». «Борис» подан остро, с широким творческим размахом в стиле народной драмы, главным героем которой является народ. Свежо и оригинально (в плане конструкти
визма) сделана постановка «Псковитянки». Другие оперы — «Орлиный бунт», «Фауст», «Кармен» и др. — идут в прошлогод
ней постановке Боголюбова. Но зато есть целый ряд опор, поистине беспризорных, идущих при обветшалых декорациях,
в устаревших мизансценах («Игорь», «Русалка» и др.). Театру надо во что бы то ни стало освежить оформление этих опер.
Другой плюс нынешнего сезона — крепкий состав коллектива. Особенно посчастливилось на счет басов. Партию Бориса, наир., пели четверо: гастролеры Г. Пирогов и Рейзен, из мест
ных — Месняев и Серебровский. Последний — один из лучших вокалистов в труппе с сочным приятного тембра голосом (басбаритон). Месняев сумел создать несколько острых сценических образов (Грозный, Борис, Владимир Галицкий). Его голос не
достаточной густоты, но свеж, крепок и большого диапазона. Бас Лубенцов обладает хорошим материалом, но несколько суховатого тембра.
Баритоны драматический — Бочаров (темпераментный певец), лирико-драматический — Любченко (красивый голос, вы
разительное пение, но иногда грешен по части «нажима»)... Тенора: Аграновский — драматический (голос большой силы и массивности, хорошего тембра, но с тяжеловатыми верхами, прекрасная фразировка); Тархов — меццо-характерный (вдум
чивый актер и певец выдающейся музыкальной культуры); Коробейченко — лирический (голос не большой, но очень хорошего качества), Муравьев — характерный.
Из женского персонала выделяется Сливинская — драматическое сопрано редкой силы и красоты по части владения голосом еще не достигла желаемой высоты), Баратова — лирическое сопрано (голос приятного тембра, ровный во всех ре
гистрах) и Лерма (чистое сопрано о серебристым оттенком).
Отметим еще драматическое сопрано Альбицкую и коларатурное — Кантемир. Из меццо-сопрано выделились в «Кармен» Маньковская, способная актриса и певица (красивый голос и музыкальная фразировка) и Попова, выдающаяся исполнитель
ница меццо-сопрановых партий в русских операх (Любаша, Марфа, Любава и т. д.), у певицы — голос большого диапазона
и мжкого тембра. Необходимо отметить еще меццо-сопрано Ахматову и характерную Евгеньеву.
Из молодняка обратили на себя внимание Буколова, красивое густое контральто, не совсем правильно поставленное, Киселевская, лирическое сопрано небольших размеров, но приятного тембра, и Воробьев, свежий хорошего тембра баритон.
Дирижеры: Бердяев, темпераментный музыкант, умеющий зажигать исполнительские массы, что он показал между про
чим и в симфонических концертах, введенных в абонементы (концерты, посвященные памяти Чайковского); заслуженный
артист Палицын, многоопытный и культурный дирижер, и Нахутин, весьма чуткий музыкант и многообещающий дирижер.
Н. ПРАВДИН
В конце октября открылся зимний сезон в Запорожье (окружный город, в 15 километрах от которого находится Днепрострой), — сезон, надо сознаться, совершенно небывалый в истории этого города.
Под претенциозным названием «Экспериментальный театр русской драмы и комедии» правда, довольно скоро труппа стала называть себя просто театром «русской драмы и комедии») приехал сильный коллектив под общим художественным руко
водством М. А. Смоленского и доказал, что «нет плохих городов, а есть плохие коллективы».
В городе, где до этого времени не выдерживала двух-трех месяцев ни одна труппа, продержался большой и дорогой кол
лектив от начала и до конца сезона с хорошим материальным и не плохим художественным успехом.
Организованное обслуживание рабочего зрителя и здесь сделало «чудо»: пьесы лучшего современного репертуара повторялись до 20 раз! Это в городе, где до революции ни один антрепренер не мог и мечтать о 3 — 4 сборах для одной постановки!
Казалось бы, при этих условиях можно было бы ожидать, что и в репертуаре и в художественном отношении все должно было бы быть вполне благополучно. К сожалению, этого сказать нельзя.
Дело в том, что кроме ежедневных спектаклей в городском театре имени Ленина давались почти ежедневно параллельно выездные спектакли, обслуживавшие главным образом Днепрострой и окраинные большие заводы («Металлист» и др.).
Это благое само по себе начинание неизбежно привело к необходимости увеличить репертуар до 30 — 40 постановок, вводя совершенно «лишние» пьесы («Дурак», «Кин», «Ева» и т. п.) и ставя наспех халтурные «проходные» спектакли.
Серьезным недостатком (увы, часто встречающимся в провинции) являются и постановки ради желания руководителей театра сыграть «любимую» роль. Особенно неудачно получается, когда эти руководители (будучи талантливыми и опытными актерами), состарившись, ни о какой стороны к этим ролям не подходят и губят окончательно всю постановку.
На ряду с этим в течение сезона был показан ряд прекрасных спектаклей, хорошо поставленных и сыгранных. Отмечу постановки: «Инженер Мерц», «Рельсы гудят», «Бронепоезд», «Раз
лом» и, особенно, «Константин Терехин», прекрасно и дружно сыгранный преимущественно молодежью) спектакль.
Последнее обстоятельство следует объяснить тем, что эта пьеса почти в том же составе исполнителей) шла в предыдущем сезоне в передвижном коллективе.
Отсюда напрашивается вывод.
Не пора ли для провинции прекратить издавна установившуюся традицию ежегодного «набора» коллективов, набора ни — чем связанных случайных актеров, которые только к концу сезона могут дать спаянный «ансамбль» для того, чтобы сейчас же разъехаться и сыгрываться в другом сезоне с новыми товарищами?
Нельзя ли было бы иметь определенные коллективы с большим основным ядром каждый, перебрасываемые один или два раза в сезон из города в город по определенному плану? Каза
лось бы. художественная ценность таких коллективов возрастала бы из года в год, и провинция очистилась бы от халтурных «проходных» спектаклей.
Н. Б.