К СОЗЫВУ

МУЗЫКАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Предстоящий созыв в Ленинграде Всесоюзной музыкальной конференции — событие огромной важности. Музыка является одним из наиболее «заброшенных» участков культурного строительства. Пресса уделяет вопросам музыки преимущественно «задворки». Широкие общественные круги также мало заинте
ресованы в них. В результате музыка осталась на положении «беспризорного» искусства. Конечно, тому имеется ряд оправ
дывающих обстоятельств, среди которых не последнее место занимает малая доступность и трудность восприятия музыки в силу специфических особенностей этого искусства. Однако, такие грозные явления, как «производственная анархия», царящая в музыкально-творческих кругах; расцвет бульварно
мещанской музыкальной литературы; мутные волны халтуры, заливающие музыкальную эстраду; кризис исполнительства (вернее, репертуара), — сигнализируют необходимость приня
тия самых срочных и решительных мероприятий в области упорядочения, укрепления и оздоровления нашего музыкаль
ного быта и музыкально-культурного строительства. И если только что закончившийся в Москве съезд композиторов может оказаться в этом отношении «первой ласточкой», то музыкаль
ной конференции надлежит не только поставить с возможной остротой все наболевшие вопросы, но и сделать решительные и конкретные шаги в сторону реального осуществления тех выводов, к которым обсуждение этих вопросов приведет.
Вся сумма этих вопросов и задач разбивается на два «раздела». Первый из них включает все проблемы, связанные с внедрением музыки в быт и музыкально-культурной работой (включая задачи музыкального образования); второй — охватывает все множество явлений, входящих в круг музыкальнотворческой деятельности. Одно из основных заданий предстоящей конференции — найти путь к действенному и действи
тельному осуществлению лозунга «Музыка — массам». В этом направлении уже кое-что сделано; но работа идет неровно и покоится зачастую на инициативе той или иной отдельной личности. Плановость тут поистине необходима. При постановке этой работы надо будет учесть опыт секции художествен
ной пропаганды при Ленинградском отделении Центропосред
рабиса, руководимой специальным методическим совещанием при КО ЛОСПС. Здесь налицо — большие успехи и достиже
ния. Но вопросы продвижения музыкальной культуры в быт не должны ограничиваться пропагандой художественной музыки. Нам необходима массовая и простая, здоровая и художе
ственно-грамотная песня. Без этой последней еще долго «цыганщина» будет служить тем «каналом», по которому будет течь волна эмоционального напряжения, не нахо
дящая себе другого исхода. Тот, кто бывал в местах массового скопления отдыхающего рабочего (курорты, дома отдыха), может ясно себе представить, до какой степени остро стоит вопрос о необходимости создания новой песни, лириче
ской по-преимуществу. Необходимо также увеличить число очагов музыкально-исполнительской культуры. Художествен
ная музыка должна завоевать эстраду, что при умелом под
ходе не трудно осуществить. Дополнительной стороной этой работы должна быть широко развернутая борьба с пошлятиной и бульварным репертуаром. Здесь главное внимание надо со
средоточить не столько на «борьбе с фокстротом», сколько на изгнании из репертуара «музыкального самогона», продукции разных «кирпичикоделателей», снабженной красным знаменем «революционного» псевдоидеологического текста.
Итоги, планировка и перспективы музыкальной самодеятельности, учет ее достижений, обеспечение ей широкой обще
ственной поддержки (в частности, необходимо обеспечить «самодеятельникам» льготный доступ в наши стационарные профессионально-концертные учреждения) — задача не меньшей
важности. Здесь необходимо пересмотреть репертуар, дать надлежащих руководителей, изгнать дух реакции, сознательно и
невольно вносимый бесконечно-отсталыми и некультурными «руководами», нужно создать литературу по вопросам музыки: от хрестоматии до популярных (но строго-научных; моногра
фий по отдельным вопросам. По существу масса охваченных музыкальной самодеятельностью — благодарнейший материал для подготовки того слушательского «авангарда», без которого немыслимо будет продвижение в жизнь новых музыкальных
ценностей. В этом направлении предстоит огромная работа, пути которой должны быть намечены музыкальной конференцией.
Проблема подготовки работников в области музыкальнокультурного строительства, очевидно, должна будет также по
лучить свое окончательное разрешение. О том, что у нас с этим вопросом обстояло до сих пор катастрофически-неблагопо
лучно — ни для кого не секрет. И здесь речь должна итти не только о реформах, оживлении и оздоровлении наших музы
кальных ВУЗов и техникумов, но и о создании целых кадров работников совершенно нового типа, которые — на основе усвоения элементов современной музыкальной культуры — могли бы быть живыми «рассадниками» музыкального знания и музыкальной культуры, на какую работу они ни были бы брошены. Радио-музыка, кино-музыка, музыка в драме и дру
гие виде «прикладного» использования музыки должны иметь своих работников.
Вопросы «прикладной» музыки сами по себе требуют срочного разрешения. Здесь у нас — почти нетронутая «целина». Между тем, сколько существеннейших задач в этой области: от акустических лабораторных опытов наших радио-организаций до создания радио-опер и радио-симфоний; от заказа спе
циальной музыки к кино-фильме до создания «тон-фильмы», открывающей новые миры в музыкальном искусстве. В этой же плоскости лежат корни будущей электрификации и инду
стриализации музыки. Роль «прикладной» музыки, как одного из наиболее могучих рычагов музыкальной культуры и музыкального просвещения, уже достаточно определилась. Музыкальная конференция должна остановиться на тщательном рассмотрении этих вопросов. Ограничиться постановкой их, благо
желательными «кивками» по адресу занятых разрешением этих проблем — недопустимо. Мы имеем в этой области ряд практических начинаний, и пройти мимо них, хотя бы и с сочувственной улыбкой, значит — допустить и здесь полную «анархию» в работе.
Эти (Последние вопросы тесно связаны с проблемой коренной переустановки деятельности наших музыкальных творцов.
Здесь мы встречаемся о редкостным непониманием своих задач и потребностей воспринимающей массы, полный разброд и бес
примерное торжество рутины. Реакция ползет из разных щелей. Молодежь воспитывается на культе академической «золотой середины» и изолируется от формально-революционных завое
ваний современой музыки. Ремесленные, технические элементы учебы (пресловутая «рецептура») возводятся в художественное достоинство. Десятками возникают никому ненужные эпигон
ские сонаты и симфонии; плодятся и множатся романсы на слова Шелли, Тагора, Бальмонта и др., появились лирики «персидские», «японские» и «индусские»; усиленно повторяются «кучкистские» зады; новое вино усердно перекачивают в ста
рые меха («советизация») и плоды этого занятия убоги и бес
цветны в ярком свете современности («Красный мак» Глиэра, «Двенадцать» Вейсберг, «Декабристы» Золотарев, увертюра «РСФСР» Полферова и т. п.). Во всей этой музыке господствует
романтизм добротного «довоенного» происхождения (отнюдь не романтика Октября). Почти вся советская музыка, изданная в