ЛЕНИНГРАДСКИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

„Приключения Гулливера“

ПРОЖИВЕМ и БЕЗ МУЗЫКИ!

Марионетка — один из основных видов кукольного театра - пережила долгую и сложную историю развития, проделав эво
люцию от участницы религиозных процессий до площадного фарса и, наконец, литературно-театрального памфлета во Франции в самом конце XIX века.
История марионетки в России мало изучена и вообще бедна фактами. Пройдя через польские и белорусские бетлейки, вер
тепы и шопки и оказав некоторое влияние на великорусских балаганных петрушечников, часть которых применяла в своих представлениях на ряду с обычной «трехпалой» куклой также и куклу, управляемую нитками, — марионетка но получила у нас большого распространения.
В годы войны несколько «мирискусстников» — Слонимская, Колмаков, Сомова-Михайлова и др. — взялись за реконструкцию французского марионеточного театра XVIII века. Их опыт, носивший характер эстетской забавы, послужил, однако, толчком к дальнейшим попыткам в этом направлении и, таким об
разом, те немногочисленные группы марионеточников, которые существовали последние годы в Ленинграде и существуют сейчас, так или иначе связаны с ним некоторой преемственностью.
Летопись ленинградских марионеток коротка и ограничивается всего несколькими моментами. Вот главнейшие из них:
1916 год. Н. В. Петров со своими учениками ставит «Зеленую птицу» Гоцци в декорациях худ. Шапориной. Одновременно с этим группа Слонимской в существовавшем тогда «Привале Комедиантов» показывает «Сказку любви и волшебства», сделанную в духе парижских марионеток.
1918 год. Л. Шапорина организует постоянный кукольный театр, перешедший в дальнейшем в ведение УТЗП. Первые спектакли — пушкинский «Царь Салтан» и «Вертеп» М. Кузмина — собирают вокруг театра убежденных марионеточников: Е. Янсен, Е. Кругликову, Е. Данько. В. Форштедт, Барышни
кову и др. Немного позже к ним присоединяется К. Тверсной, давший первую детскую постановку — «Красную шапочку». С этих пор театр переходит на репертуар, обслуживающий исключительно ребят.
В период 1919 — 1928 гг. марионеточники играют разновременно в б. «Литейном» театре, затем в «Фарсе» Валентины Лии, в Народном Доме, в ТЮЗ’е (1923 — 24 г.г.) и, наконец, в кино «Смена», «Искры» и «Светлая лента», до сих пор остающихся постоянной штаб-квартирой марионеточников. Сейчас у «Ку
кольного Театра», в значительной мере переменившего основное ядро артистов, накоплен репертуар, состоящий более чем из десяти пьес, рассчитанных на детскую аудиторию. Главным образом, это — феерии или волшебные сказки, особенно легко удаю
щиеся благодаря условиям марионеточной техники — в них преобладают полеты, превращения, фантастические трюки, не
мыслимые ни на какой другой сцене. Характер пьес довольно разнообразный: от сентиментальной «Красной шапочки» и
«Пряничного домика» до «Цирка», «Приключений Гулливера» — одной из последних постановок — и «Страшного сна», представляющего попытку своеобразного экскурса в эпоху Елизаветы Петровны.
Если не считать группы марионеточников, организованной в прошлом году Г. Крыжицким и ничем положительным себя не зарекомендовавшей, а также лабораторных работ Е. Янсен в «Доме Просвещения», — «Кукольный Театр», энергично руководимый Т. Лишиной и стоящий на пороге своего десятилетия, является сейчас единственным в Ленинграде театром марионе
ток, обслуживающим весьма значительную детскую аудиторию, главным образом дошкольного возраста. В этом отношении у театра есть и достаточный стаж, и не меньшие заслуги, однако, существует и некоторое «но», зависящее прежде всего от самой сущности «марионеточной стихни».
Как уже сказано выше, сама сценическая техника марионеток открывает неисчерпаемые возможности для применения трюковых эффектов, определяя тем самым характер пьесы, как феерического зрелища, в котором текстовой элемент играет по
следнюю роль и тонет в волшебстве и чудесах постановочных неожиданностей. «Кукольный Театр» не достаточно осовремени
вает свою сцену и почти не борется с этим небезвредным для детского театра явлением. Фантастика и сказочность сюжета пе
редается им очень искусно и умело, однако, чисто внешняя занимательность не редко идет за счет сюжетности («Цирк») и идейности содержания («Страшный сон»).
Театру необходимо обратить особое внимание на репертуар, вообще страдающий односторонностью. Трюкизм и волшебство мгновенных превращений должны быть заменены более близкими к реальной жизни постановочными приемами.
Сделать это, хотя бы постепенно, в процессе развития тех ники кукловожения и повышения качества репертуара, — совершенно необходимо.
Г. ТАРАСОВ
Арт. Розалия Свердлова и Леночка Сталюкова (4-х лет) в картипе Режиссер Юрий Тарич.
Операторы: Д. А. Шлуглейт и H. С. Наумов
„ДО ЗАВТРА“
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФАБРИКА БЕЛГОСКИНО
Зимний сезон ЛО Софила подходит к. концу. Естественно возникает вопрос: что же будет делать оркестр в течение лета?
Оказывается, что оркестр Софила обречен на безработицу. Для него не находится, видите ли. летней площадки. Его работа никого не интересует. В Саду отдыха в закрытом театре будет подвизаться оперетта, а на открытой эстраде будут ежедневно даваться эстрадные дивертисменты. Таковы планы УТЗП, арендующего у дирекции гостеатров «Сад отдыха» и предпочитающего по узко коммерческим соображениям эстраду доброкачественной музыке. Любопытно отметить, что согласно постановлению секции просвещения Ленинградского Совета, состоявшегося еще в 1927 г., в саду Нардома должны бы быть органи
зованы концерты оркестра б. Филармонии в течение летнего сезона, но и это постановление игнорируется УТЗП но тем же узко-коммерческим соображениям.
София пробовал завязать переговоры о летних выступлениях оркестра в Павловском вокзале. Но и тут хлопоты оказались тщетными. Мало надежды и на Сестрорецкий курорт. В итоге, как говорится, «кругом шестнадцать».
Пикантный прецедент в практике летней культурной работы! Прекрасный оркестровый коллектив оказывается ненужным в летнем производственном плане наших культурных организаций!
В результате создается дилемма: либо распустить оркестр на лето, предоставив музыкантам заключать индивидуальные договоры с провинциальными концертными организациями, либо ждать, пока кто-нибудь заинтересуется возможностью пригласить на работу коллектив.
Нормально ли такое положение оркестра ЛО Софила в то время, когда так остро стоит проблема продвижения музыкальной культуры в массы?
Н. МАЛКОВ