МОСКВА

Большой театр. Художественный Совет признал желательным возвращение в труппу театра М. Р. Рейзен, Л. А. Жукова и В. А. Рябцева.
Редкий театральный труженик. Исполнилось 66 лет служения в Большом театре заслуженною машиниста-механика К. Ф. Вальца, работающею в театре с 1861 г. Худо
жественный Совет театра обратился к дирекции с просьбой возбудить ходатайство о выдаче К. Ф. Вальцу пер
сональной пенсии. Постановлено также возбудить ходатайство о награждении персональной пенсией засл. арт. С. Е.
Трезвинского, работающею а театре с 1889 г., и О. Л. Данильченко-Лукиной, прослужившей в театре 35 лет.
Е. О. Любимов - Ланской — заслуженный артист. Постановлением коллегии Наркомпроса, по согласованию с ЦК Рабис, руководи
телю и гл. режиссеру театра им. МГСПС присвоено звание заслуженною артиста.
Дело В. Э. Мейерхольда. На днях в нарсуде разбиралось дело по обвинению бывшим режиссеромлаборантом театра Буториным В. Э. Мейерхольда в клевете. Буторин ставил в Курске пьесу Третьякова „Рычи, Китай“, причем поставил свою фамилию на афише, как постановщик. Вскоре после этого В. Э. Мейерхольд прислал в редакцию газеты „Курская Правда“ телеграмму, в которой он просил напечатать, что Буторин ни
когда режиссером-лаборантом пьесы „Рычи, Китай“ не был, а постановочный материал похитил из театра Мейерхольда, откуда он был уволен и предается суду.
Обиженный Буторин подал на Мейерхольда частную жалобу в суд, обвинял ею в клевете и распространении
в печати ложных сведений. Дело это три дня разбиралось нарсудом Краснопресненскою района, который при
знал всю необоснованность заявления Мейерхольда. В виду этого, суд вынес приговор, по которому В. Э. Мейерхольд признан виновным в злостной клевете и приговорен к штрафу в 300 руб. в доход Республики.
Театр Революции проводит ряд диспутов о своей работе в рабочих организациях. Так, диспут по по
воду пьесы Ромашова „Матрац“ был проведен в кружке рабкоров „Рабочей Газеты“ и „Рабочей Москвы“ и дис
пут о „Росте“ Глебова — в московской Губсовпартшколе. Диспуты эти, как и ряд других, дали театру богатый ма
териал для изменений в спектаклях.
Летом театр уезжает на гастроли по Волге. Поездка продлится три месяца. Другая группа едет по Сибири. В репертуаре обеих групп — пьесы текущею сезона.
Деревенский театр. На эту тему доклад в театр. секции Академии художественных наук сделал Л. Субботин, указавший на многочисленные болезни и нужды этого театра, из коих главнейщие: отсутствие специальных помещений и запрещение использовать школы, примитивная техническая сто
рона, однообразие постановок и т. д. Несмотря на это, деревенский театр обслуживает по РСФСР около 300000 человек. Доклад тов. Субботина был опытом обобщения накопленною о де
ревенском театре довольно богатою материала. В далыюйшем ГАХН наме
рена организовать на эту тему еще несколько докладов.
Гастроли „Ленинградской Комедии“ начинаются в театре б. Корша 7 мая пьесой Гольдони „Хи
трая вдовушка и ее четыре поклонника“; в главных ролях Е. М. Грановская и С. Н. Надеждин.
Гастроли «Кривого Зеркала» начинаются 6-го мая в помещении Камерною театра. В репертуар гастролей вошли новинки этого сезона, в числе коих: „Торжественное заседание по вопросу о режиме экономии и быте в искусство“, „Ревизия Реви
зора Гоголя“ (в переложениях), пародия на „Горе от ума“ и другие, пародийный гротеск „Юбилей вахтера Бара
нова, современная комедия „Любовь с черемухой“ и др. Из пьес, ранее игранных театром, повторяются пользующиеся большим успехом „Оформление быта“ и „Вампука“, которая будет итти в Москве в тысячный раз. Вместе с театром в Москву приедет художе
ственный руководитель его А. Р. Кугель.
Гастрольная поездка H. М. Радина с группой артистов Моск. драм. театра б. „Корш“ начинается в первой половине мая. В состав кол
лектива, организованною посредраби
сом, вошли, помимо H. М. Радина, артистка Е. М. Шатрова, А. В. Токарева, Е. И. Леонарди, Войт и др., а
также артисты П. И. Леонтьев, Н. Л. Коновалов, Гиеткер, Незнамов, Холодов и др. Труппа посетит Харьков, Днепропетровск и др. города. С половины июня она будет играть в Белоруссии. В репертуаре „Ремесло г-на Кюрэ“, „Торговцы славой“, „Жулик“, „Блестящая афера“ и др.
В АХРР‘е в последнее время произошел раскол. Группа лиц, еще сравнительно недавно примкнувших к АХРР‘у, вышла из состава общества (Лентулов, Рождественский и друг.). Ныне АХРР работает, главным обра
зом, по заказам Музея Революции и некоторых профессиональных органи
заций. Основное требование в этих заказах — содействие изображению той бытовой обстановки, в которой произошло событие, послужившее темой для картины.
Вечер П. Н. Поля. Во вторник 3-го мая в театре Сатиры состоится вечер П. Н. Поля.
Цирк Мюзик-Холл. В первой половине мая будет показана новая советская оперетта „И нашим и вашим“.
музыка И. Дунаевского, которая пойдет в исполнении ансамбля артистов театра Музыкальной буффонады. Опе
ретта построена по старому канону оперетты, но текст, рисующий быт Украины в эпоху самовластия, и музыка с ее четырехголосными хорами -
дают первый образец интриги политической, а не любовной.
Конкурс музыкантов и певцов проводит в настоящее время Замоскворецкий райком Комсомола. Почти все выступающие — самоучки, играющие на домре, балалайке, мандолине, гитаре, рояле и др. инструментах. В ближайшее время состоится конкурс певцов.
Научные фильмы. Совкино приступило к постановке двух больших фильм, посвященных вопросам пищеварения и питания. В основу их положены материалы исследований ака
демика И. П. Павлова, изъявившего согласию редактировать заснятый ма
териал. Помимо этого, деятельное участие в изготовлении фильма примут участие проф. Д. Фурсиков, взявший на себя общее руководство работами, а также ассистенты академика Павлова— профессора Быков, Купалов, Савич, Розенталь и Петров.
Съемки поручены режиссеру Я. М. Поссельскому, ассистентом его будет Л. Степанова. Оператор Юдин.

Искатели жемчуга

А. Альшванг

В ленингр. Госнардоме с уч. Д. Смирнова поставили „Искате
лей жемчуга“, оперу, давно сошедшую с репертуара на
ших театров. Благодаря широкой напевности и наличию нескольких излюбленных арий, забытое произведению Бизе встретило сочувственное отношению. Значительным стимулом успеха явилась, ко
нечно, гастроль Смирнова — выдающеюся исполнителя нартии Надира.
Весь облик артиста и его исключительный голос как нельзя лучше укладываются в границы этой труднейшей по тесситуре партии. С легкостью преодолевая все вокальные барьеры, Смирнов достигает здесь вершин своего мастерства. Его огромной силы и редкой красочности голос воздействует захватывающе.
Успеху спектакля в целом содействовал и остальной состав исполнителей, очень удачно подобранный: Попова (Лейла), Бочаров (Зурга), Налимов (Нурабад). Постановка — довольно тщательная. Хор и оркестр хорошо звучали в руках молодого дирижераВ. Ульриха. ДИЭЗ.
Клавирабенд московскою пианиста А. Альшванга в КДКМ, до
статочно пестрый по программе (Бах, Шопен, Дебюсси, Козицкий, Альшванг, Лист), оставил двойственное, неопределенное впечатление. Разные части программы были
исполнены в такой мере неодинаково, — не только в смысле общею художественного уровня, но и по качеству самого пианизма, — что это почти исключает возможность общею суждения. Бах (орг. прел. и фуга) прозвучал формально; Шопен вообще не прозвучал: такое ответственное произ
ведение, как соната h-moll, было подано без намека на кружевную тонкость фактуры, весьма „материально“ и однообразно по звуку, с необычайным изобилием педали. Искажению шопеновскою звукового облика способствовали также скверные качества жесткого, неудачною ин
струмента КДКМ и резонированию полупустого зала. Более всего удается пианисту и „звучит“ у него Лист. Б редко исполняемых „Воспоминании“, „Метели“ и, в особенности, в этюде Es-dur (Паганини) им была обнаружена общая зрелость концепции. С. ГР.