НА ФРОНТЕ КИНОПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ленинградская кино-фабрика перешла от бывшего „Севзапкино“ к „Совкино“ в августе прошлого года,
причем переход этот был номинальный, фактический же переход длился чуть ли не 3 месяца, в течение которых никакой значительной работы сделано быть не могло. И мы видим, действительно, что за этот период продол
жалась работа по картинам: „Поэт и царь“, „С. В. Д.“, а также заканчивались картины „Братишка“, „Катька— бумажный ранет“, „Победители ночи“ („Турбина № 3“), „Катерина Измайлова“ и „Декабристы“. Нужно кстати отметать, что общее руководство фабрикой в этот пере
ходный период и до него не было достаточно глубоким,
а, кроме того, и финансовые условия были не особенно благоприятны, что вместе взятое, конечно, отражалось не только на темпе производства, но и на характере последнего.
С первых чисел января — с переходом на фабрику тов. Сливкина и с укреплением финансового положения фабрики, — мы замечаем значительный поворот во всей деятельности фабрики. К моему вступлению в должность директора — ко второй половине февраля — была уже сделана значительная работа по приведению халатного хозяйства фабрики в порядок, а также приняты были неко
торые меры по налаживанию необходимой на фабрике рабочей дисциплины. Все эти меры отразились благоприятно на ходе работы, подготовив почву для дальнейшего введения твердой рабочей дисциплины и более прочной хозяйственной постановки нашей работы.
К моменту моего вступлению мы уже имели намеченным целый ряд картин, как-то: „Хабу“, „Пурга“,
„Дом в сугробах“, „Ордер на жизнь“, „На рельсах“, а также еще неоконченные картины „Поэт и царь“ и „С. В. Д.“. Закончилась также ко времени моего всту
плению и картина „Волк“, вышедшая теперь под названием „На дальнем берегу“.
Нужно констатировать, что производственная жизнь нашей фабрики переходит все более и более на твердые рельсы настоящей промышленности. Рабочая дисциплина у нас значительно окрепла, более выдержанным и более правильным стал подход художественных работников
к своим задачам, а также и характер исполнению работ простыми техническими исполнителями. Такой характер производства заставил Правление обратить больше вни
мания на ленинградскую кино-фабрику. И, действительно, мы имеем в плане работ нашей фабрики нагрузку последней на 12 съемочных групп, из коих 8 занимаются непосредственно постановкой вещей, а 4 группы — предварительной разработкой рабочих сценариев и всеми подготовительными работами, причем полагаем, что мы в производственном году (возможно, также и в текущем) должны дать до 24 картин. При соответствующем улуч
шении нашего инвентаря мы надеемся довести наше производство до 30 картин в год. Нужно отметить, что
для этого нам нужны три существенных фактора: 1) сценарии, 2) художественные исполнители (режиссерский коллектив и артисты) и 3) лучший штат технических ра
ботников. На все это нами обращено соответствующее внимание.
В первую голову для обеспечения необходимыми нам сценариями мы обратились к широким общественным,
партийным, профессиональным и другим общественным организациям Ленинграда, с коими мы теперь состоим в тесном контакте и от которых мы надеемся получить если не сценарии, то, во всяком случае, указанию на те темы, которые больше всего могут нашу общественность интересовать. Мы находимся также в тесной связи с литературными силами Ленинграда и в особенности с про
летарскими литературными объединениями. Мы думаем, что такого рода связь обеспечит нашу фабрику некоторым количеством тем, которые могут быть своевременно переработаны в нужные нам сценарии.
Переходя ко второму фактору — режиссерскому коллективу и артистам — нужно отметить, что мы стараемся снабдить имеющийся у нас режиссерский состав необхо
димыми материалами для постановок, подходя к каждому из режиссеров со строгим индивидуальным подбором. Учитывая также развитие нашей промышленности и растущую потребность в молодых режиссерских силах, мы стремимся привлекать к режиссуре молодых способных, не говоря уже талантливых (каковых мало) работников частью из разных фото-кино-школ и школ экранного
искусства, а также из молодых режиссеров, подвизающихся на обычной сцене. Нужно сказать, что мы теперь обратили большое внимание на более тесный контакт нашей художественно-сценарной части с режиссурой
и также на выступление последней на общественных собраниях, с целью более близкого контакта с массовым
зрителем. Важный вопрос — это создание кадров киноартистов, вопрос, правда, спорный. У нас имеется много режиссеров, считающих излишним создание твердых ка
дров кино-артистов и предпочитающих для каждой кар
тины брать тех или иных артистов из персонала актеатров; есть, правда, и другое течение, есть режиссеры, предпочитающие иметь опытный в кинематографическом отношении артистический персонал. Да у нас, нужно отметить, в конце концов повторяются все те же артисты, и, таким образом, мы как бы невольно имеем кадр киноартистов и нужно было бы только сделать небольшой шаг, а именно прикрепить их так или иначе к кинофабрике. Правда, нами это пока еще не сделано, но мы
уже добились от Правления разрешения на образование таких артистических кадров.
И, наконец, третий фактор — штат технических работников, в первую голову — осветителей. Нами закрепляются в эти штаты молодые силы фото-кино-техникума и, таким образом, мы идем по пути создания технически квали
фицированных работников, самодеятельность которых поможет нам успешно и экономически выгодно развивать нашу продукцию.
Сейчас, как мы говорили выше, мы имеем в производстве картины: „Хабу“ и „Пурга“, рисующие: первая— деятельность советского строительства в Сибири, а вто
рая — момент порождению гражданской войны в Сибири.
Картины эти сделаны уже процентов на 60 — 70. Далее мы имеем картину „Дом в сугробах“, рисующую первые моменты жизни Ленинграда в начале гражданской войны
и наступление Юденича. Затем мы имеем картину „Ордер на жизнь“, рисующую момент борьбы государственной торговли с частником, „На рельсах“ из быта железнодорожников, „Северную любовь“, рисующую советскую действительность среди поморов, и, наконец, „С. В. Д“, которая должна быть скоро закончена.
Кроме того, мы должны также указать, что значительную часть нашей энергии поглощали кино-экспедиции
приезжавшие к нам из Москвы, как-то: экспедицию с тов. Бассалыгой (постановка картины „Иван Козырь и Татьяна Русских“), экспедицию „Белгоскино“, ставящая картину „Герш Леккерт“, и, наконец, экспедиция тов. Эйзенштейна, ставящего сейчас юбилейную картину „Октябрь“.
В разработке у нас находится целый ряд бытовых картин, рисующих успех нашего строительства и внедрение наших экономических достижений в быт, как, например, „Гончары“. Затем мы приступаем к постановке картины „Бумажная лента“. Разрабатывается картина „Страда“, рисующая быт нашей советской деревни, раз
рабатывается картина „Чужой пиджак“ — быт советской провинции, представленный в слегка юмористических тонах. Затем имеется целый ряд картин, как-то: „Парижский сапожник“ — быт комсомола, „Могила Панбурлея“ — первое выступление крестьян при начале революции,
картина „Пограничник“, рисующая самоотверженную службу передовых постов Красной армию, картина, освещающая китайские собыгия, „Экспресс Нанкин-Сучжоу“. Предполагается также картина „Гафир и Мариам“, рисую
щая быт Киргизию в советском укладе. Затем мы имеем
в виду и некоторые детские картины, как-то: „Тимошкин рудник“ и „Шкид“. Имеется в виду картина „Гости“, рисующая посещение нашей промышленности иностран
ными рабочими гостями, картина „Утюг“, рисующая борьбу рабочего клуба с частной пивнушкой, и еще ряд других картин, подыскиванию сценариев коим сейчас идет. В общем можно сказать, что разрабатываются у нас темы по следующим жанрам: драм — 15, революционная эпопея — 3, детских — 2, причем драма распадается в свою очередь на картины: из быта рабочих — 5, крестьян — 5, молодежи — 4. Из больших революционных эпопей следует отметить, кроме „Октября“, также картину „Два броневика“, рисующую судьбу двух броневиков — красного и белого — в дни Октябрьской революции, „Якутское дело“, дающую историю якутского восстания.
Н. ГРИНФЕЛЬД