Театральные комбинаты

Зимний театральный сезон повсеместно закончен. Всюду подводятся художественные и материальные итоги, заключаются пассив и актив, подсчитывается баланс. Есть достижения (укрепле
ние советского репертуара, расширение рабочей и профсоюзной аудитории), но есть и большие не
дочеты (расцвет халтуры, неизжитое еще равнение через кассу на мелкого обывателя и нэпмана).
Если в крупных центрах итоги истекшего сезона в целом можно признать утешительными, то нельзя того же сказать о массе провинциальных
городов, где театральное дело и идеологически, и художественно все еще сильно хромает.
Нужно признать, что самая обстановка работы в небольшом провинциальном городе неизбежно обусловливает характерные дефекты провинциаль
ного театрального спектакля. Конкурирующих театров нет, зрителей — ограниченное количество, повторные спектакли — вещь рискованная (особенно — для драматической труппы). Приходится каж
дый раз ставить новые пьесы. При разношерстном и нередко случайном подборе труппы, — несработавшейся и несыгравшейся, — это ведет к тому, что, за отсутствием времени не только па репетиции, но и на просмотр ролей, спектакли откро
венно идут под суфлера. Спектакли не создаются, а кое-как разыгрываются. Зритель не воспиты
вается, а развлекается. Отсюда — удивительная непритязательность вкусов у провинциального зрителя. Отсюда — топтание на месте провинциаль
ного театра. Этот низкий художественный уровень провинциальных спектаклей поддерживается на местах взглядом на театр, как на доходную статью, а не культурную необходимость. Театр приравнивается к прибыльной лавочке.
Нужно найти какой-то выход из создавшегося ненормального положения, из этого непроходимого тупика, характеризующего театральную провин
цию с незапамятных времен до наших дней. Нужно дать провинциальному зрителю хорошую труппу, хорошие спектакли, которые воспиты
вали бы его художественный вкус, ввели бы его в русло советского театрального строительства.
Жизнь намечает разрешение этого больного вопроса. Как, вероятно, помнят читатели, в № 31 «Жизни Искусства» за прошлый год был напе
чатан проект территориального театрального объединения. В то время некоторые из на
ших театральных деятелей (сводку отзывов на этот проект см. в № 36 «Ж. И.» за 1925 г.) от
неслись несколько скептически к такой попытке
оздоровить провинциальное театральное дело. Но эти товарищи, как видно, оказались не совсем правы. Идея театрального треста успела с того времени пустить глубокие корни в нашей совет
ской общественности. Она вспыхнула на Дальнем Востоке, в настоящее время близка уже к осу
ществлению на Украине (с охватом Харькова, Киева и Одессы) и только что проведена по соглашению между горсоветами Иркутска и Красноярска (в проекте — присоединение Новосибирска).
Художественные и практические выгоды театральных объединений весьма существенны. Они несомненно помогут поднять качество спектаклей и приблизить провинциальный театр к тому, чем он должен быть по нашим заданиям. Прежде всего, благодаря принципу передвижности каждой из трупп, входящих в комбинат (драматической, оперной, опереточной), не потребуется включать в их репертуар большего числа постановок, чем это необходимо для основательной их проработки. Так как труппы через определенный срок меняют обслуживаемые ими города, то гнаться за коли
чеством не приходится, и около 20 добросовестно сделанных постановок вполне достаточно для 3-месячного сезона.
Другая выгода заключается в том, что эта форма театрального дела дает возможность идеологического, художественного и финансового объединения всего треста. Это в свою очередь обеспечивает приглашение толкового и компетентного руководителя объединения и подбор хороших