МХАТ II
„ОРЕСТЕЯ Орест - ЖИЛИНСКИЙ
ВЫСТАВКА БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ
Вечер задуман как «обозрение» современных направлений в искусстве танца. Уклон историче
ский: показать последовательное развитие танца, начиная от «императорского» балета, кончая последним чарльстоном. В общем задача выпол
нена. Перед зрителем одна за другой проходят различные школы; смотри и выбирай, что тебе больше нравится.
Основных направлений четыре: классический балет (Легат, Фокин, Горский), стилизационная пластика (Чернецкая, В. Майя), эротика (Лукин, Голейзовский), американизм (Форрегер, Н. Глан).
И это все. Нет ни одного направления, развертывающегося в плане «советской культуры», на установках, выдвинутых революцией.
А но тому каталогу, который был предъявлен на вечере, можно выбрать очень немного для нас подходящего.
Классика: мистическая молитва «Таис», лирический «Умирающий лебедь», мазурка с бабоч
кой — Смольцовым — все это эстетические безделушки, давно утерявшие всякий смысл, бесконечно нам чуждые.
Также ненужными кажутся попытки Веры Майя и Инны Чернецкой стилизовать танец под стародавние эпохи. Не найдя, повидимому, ничего интересного в современности, они пытаются увлечь зрителя «видениями» Востока, фавнами и нимфами, сонетами Петрарки и т. п.
В противоположность этой архаике — Лукин и Голейзовский остро современны. При всей несхо
жести их «фактуры» (Лукин дает скульптуру, Голейзовский — танец), существо их работ одно
родно. Из всей современности они отразили лишь один, наиболее «разлагающийся» уголок «фокстротирующей Европы», с утонченной эротикой,
с острой неврастенией. Направление это легко может найти отзвук в некоторой части нашей аудитории, поэтому оно наиболее опасно.
Итак, из всего каталога остается один американизм. Конечно, не танго-бостонный его уклон (Андронников), а чечетка, «эксцентрика». Это
танец — бодрый, шумный, урбанистический. В то же время танец, вышедший из низов, поскольку
есть несомненная связь между этой американской эксцентрикой и матросской пляской или нашей отечественной чечеткой. Эго направление больше всего соответствует стилю современной культуры.
У Форрегера («Америкен бэби») американизм подан еще как эстетический трюк. Но у Н. Глан имеется попытка увязать танец с какими-то общественными заданиями.
Показанный на вечере «галантерейный танец— острый памфлет на галантерейное мещанство;
здесь видна перспектива развития, которая может привести к прекрасным результатам.
И если уж наши «балетмейстеры» не в силах изобрести свой, советский стиль, — мы будем от
стаивать урбанистический американизм, а не сладкие бонбоньерки классики и пластики.
НИКОЛАЙ ЛЬВОВ
ПАНТОМИМА В 1 ГОСЦИРКЕ
Если зритель, которому давно не показывали пантомимы, вздумает, соблазненный заманчивой рекламой — «грандиозная пантомима, цирк в эпо
хах» — пойти на представление в 1-м Госцирке,— он будет разочарован.
Никакой пантомимы там не показывают.
Может быть, показывают «цирк в эпохах»? Едва ли; во всяком случае неубедительно.
Почему, например, французский дрессировщик Э. Предэ с двумя лошадьми (пусть они даже будут арабской породы), отнесен к эпо
хе Египта? Потому ли, что его лошади — арабы или потому, что самый жанр — дрессировка — вос
ходит ко временам Нильской монархии? Или так называемое «па-де-де» на лошадях? Неужели это римский цирк?!. Таких недоуменных моментов много.
Показать историю цирка — хороший замысел, но он осуществлен в I-м Госцирке неправильно и неряшливо.
Поэтому отчетную программу надо расценивать по достоинству отдельных номеров. А номера есть великолепные. Выделяются акробаты Магомет Эрги, с их усложненными прыжками, сальто и пирамидами. Это — бодрый, динамический, здоровый номер.
Блестяще работают китайцы Симадо (перш). Большой успех, благодаря участию двух мальчуганов, имеют икаристы Тафани. Высокое мастер
ство показывают жонглеры Бланк. Очаровательна танцующая лошадка Предэ. Глуповатый, староватый коротенький скетч-пантомиму «Цирюльниквесело разыграли клоуны Эйжен, Чаплин и др. Много смеются комической борьбе группы Гикей с мулами. Тяжеловато остроумие «злободневных». Хорош — коверный Чаплин.
Исключительный интерес вызывает дрессировщик Тагорэ своими львами; он импонирует пуб
лике добродушным спокойствием. Номер идет без единого выстрела. Благодаря этому зритель забы
вает об опасности, не нервничает и спокойно любуется мастерством дрессировщика.
Такова текущая программа в цирке на Цветном.
АЛЕКСАНДР МАКС