О СТАРАТЕЛЬНЫХ ТРУБАЧАХ И ОПАСНЫХ ЧУДОВИЩАХ
За последнее время вреди ряда критиков завелась своеобразная привычка. Это — трубить о директивах и хвалить, без конца хвалить и только хвалитъ старые театры. Между тем, как бы ура-победно и благонамеренно ни были настроены «Трубачи», все-таки назвать их позицию куль
турнической и деловой — рискованно. «Трубачимажорно кричат с гигантских победах старых театров. Они стараются уверить, что правильно подпевают директивам.
Тем не менее, вместо подлинной сути директив они подносят нам тришкин кафтан; вместо прямого и делового проведения их в жизнь они ограничиваются одной истеричной похвальбой.
Почему в их критике отсутствует даже намек на анализ? Почему в этих «голосах» многосло
вие о директивах, а на деле — тришкин кафтан? Отсутствие умения и сознательного мышления, или только неприятная и редкая случайность? Ничего подобного. Они против анализа не пото
му что к нему неспособны. Нет, мы о них много лучшего мнения; А потому, что он явно им не
выгоден, потому что если допустить его, сразу станет очевидным, что между их «позицией» и директивами — ножницы. И поэтому вместо - анализа элементов, образующих тот или иной спек
такль, а равно оценки его общественно удельного веса, «голоса» ничтоже сумняшеся отделываются
одним шумом о директивах, восхвалением, и брюзжанием на тех, кто выступает с анализом.
Дело в том, что большей частью «трубачи» не инициаторы, а лишь исполнители и при том действующие на одном апломбе. Пожалуй, о них и нечего было бы говорить, если б их шум не глушил остроты слуха художников, которые уже с разных традиционных гнезд потянулись к берегам революции. Театры действительно растут, в них происходят важнейшие про
цессы и именно в этот момент им особенно нужна здоровая, объективная критика и деловой совет. А, что им дают «трубачи»? Они, видите-ли защищают их от «нападок» критиков, которых сами произвели в звание «опасных левых» и шумят, шумят о директивах, ненова трубят свою вечную хвалу. Однако для дела одной похвалы и одних аппелляций к писанным директивам мало. Необходимо диалектическое толкование и деловое их выражение в действительности. И тут-то мы сразу наталкиваемся на тришкин каф
тан и ножницы. А именно: когда предуказанный директивами благожелательный подход к спектаклям молодого революционного театра, заме
няется, например, императивным требованием закрытия всего театра, — такой случай был с Пролеткультом, — то «голоса» молчат в олимпийском спокойствии, как-будто ничего не происходило. А, вот, стоит только появиться аналитиче
скому отзыву о какой нибудь постановке старого театра, как сейчас же поднимаются громы и мол
нии и на первый фланг выдвигается директива бережного и тактичного отношения к старым театрам. Правильно, указания на тактичное отношение к старым театрам имеются. Но, ведь, наряду с этим, в тех же резолюциях целые пара
графы их расшифровки, а равно многих других указаний. Между тем здесь «голоса» безмолвствуют. Почему, например, они никогда не ссылаются на § 3 резолюции «о задачах театральной критики», в котором, например, черным но белому написано:
«...активная поддержка молодого революционного и самодеятельного театра, обслуживающего
рабоче-крестьянского зрителя, причем исправление ошибок этого театра должно носить харак
тер благожелательной критики» (курсив наш— В. П.). .
Или почему никогда не слышим от них о § 8 резолюции «Очередные задачи театральной поли
тики». кстати имеющей прямое отношение к пониманию наезженного девиза «трубачей». Выслушаем этот параграф:
«Усвоение и использование театральных достижений прошлой культуры и подталкивание академических театров в направлении служения задачам рабочего класса является лишь частью общей задачи включения театра в русло содей
ствия соц. строительству». (Курсив наш — В. П.). И тут же: «Нужно со всей решительностью ука
зать на вредность недооценки значения работы и достижений театров, возникших в период революции и недооценки значения работы по созда
Гос. Пед. театр
„Мы Октябрю“ „Зимний дворец“
Teamр УМЗП
„Сестры Жерар Графиня де-Линье
Красавина