ТЕАТР МАСС

Одним из наиболее волнующих вопросов в области современного искусства являются судьбы драматического искусства.
Куда же исчезло искусство, которое зажигало огонь в крови целых наций? Где великие драмы, которые так искренне переживались ак
терами? Где зритель, для которого сочинялись великие поэмы жизни?
Неужели правда, что драма превратилась для нас в легкое времяпровождение? Правда ли, что театральное зрелище воспринимается со
временным человечеством, как просто вкусовое ощущение? Неужели нас больше интересует форма, нежели суть драмы? Неужели театр нам служит приправой к другим блюдам? Или, может быть, театр нам кажется дессертом только по
тому, что в нем самом слишком мало основной пищи?
Единственно, что можно сказать с уверенностью, это то, что если драматическому искусству удасться вновь вдохнуть в себя живительную струю — то это должно произойти либо в России, либо в Америке. Россия, драматическое искус
ство которой имеет свою историю, вступив в новую экономическую эру, старается вдохнуть в драму современную жизнь. Америка, драматическое искусство которой не имеет никакого прошлого, может быть, именно потому прилагает вое усилия к созданию этого вида искусства.
Если вы скажете: «представьте себе, что перед вами подлинное искусство, но, как искусство новое, оно не может сразу превратиться в золото», — вам ответят: «Шекспир, Мольер и Ибсен ни
когда не ставили своих произведений перед пу
стым зрительным залом». Если молодой автор в Америке добьется постановки пьесы и послед
няя успеха иметь не будет, ему будет очень трудно добиться постановки второй пьесы, так как она заранее будет считаться плохим поме
щением капитала, а возможность постановки третьей пьесы, после двух провалов, почти невероятная вещь.
Если вы попробуете утверждать, что какойнибудь молодой автор много обещает, что необходимо лишь поддерживать его и выждать не
которое время, вас спросят, не согласитесь ли вы авансом взять на себя весь материальный
убыток, могущий возникнуть вследствие провала его первых неудачных пьес. Вы покраснеете, отступите и больше своего вопроса не повторите.
И все же мы не теряем надежды видеть когда-нибудь хорошую драму в Америке, и думаем, что дождемся этого. Единственным дово
дом в пользу такой надежды служит тот факт, что в настоящее время американская драма ста
ла лучше, чем была когда-либо раньше. Отсюда оптимитический вывод: почему бы ей со временем не стать еще лучше? В техническом отношении мы идем вперед. Удельный вес авторов, посвя
тивших себя театру, неуклонно повышается; лучшие образцы театрального искусства распространяются по всей Америке, большое количе
ство книг посвящается вопросам театра. Однако, до искусства, способного зажечь массы, Америке еще очень и очень далеко.
Итак, остается Россия. Я приехал в CССP со специальной задачей изучить советский театр. Здесь меня больше всего поразило режиссерское мастерство. Америка чрезвычайно интере
суется советским театром, но мало знакома с действительным положением вещей.
Из всех виденных мною октябрьских постановок наиболее сильное впечатление на меня произвел «Мятеж» в театре им. МГСПС. Режис
серская работа Любимова-Ланского в этом спектакле совершенно исключительна — это настоящее произведение режиссерского мастерства.
Постановка Художественного театра «Бронепоезд» далеко не так захватывает зрителя. В этом вина исключительно постановщика, не сумевшего проявить режиссерской выдумки, ко
торой много у Любимова-Ланского. Актеры! в публике, массовые движения, быстрое развертывание действия — все это приковывает внимание, захватывает зрителя.
Россия — страна, где театру не приходится закрывать свои двери, если в продолжение ше
сти месяцев он не делает оборов. Россия — страна, где всякому течению дается возможность развиваться, если оно этого только заслуживает по существу. Здесь и только здесь может родиться национальный театр будущего. Вопрос
лишь в том, родится ли он вообще? С моей точки зрения, появление одной или десяти хо
роших пьес одного или нескольких авторов не является еще созданием нового театра. На мой взгляд, театр, волнующий умы тысячи зрите
лей несколько раз в неделю, не является еще новым театром. Для меня одно — два представления, пользующихся большим успехом, благодаря удачным световым эффектам, еще не со
ставляют подлинного искусства. Подлинное искусство не может родиться до тех пор, пока единое настроение, единая мысль, единое сознание и единая всепоглощающая идея не проник
нет во все театры, не сотрет их особенности и не заставит целую нацию, как это бывало раньше, или целый ряд народов, как это может слу
читься в будущем, трепетать в униссон. Если не найдется такой силы, которая могла бы заста
вить трепетать всех людей от восприятия одного и того же зрелища, то придется с грустью признаться, что мы никогда больше не будем свиде
телями подлинного искусства. Если же, наоборот, допустить возможность расцвета такого вида искусства, которое способно будет зажечь мас
сы, заставить их сердца биться в униссон, то, по моему глубокому убеждению, такое искусство может родиться в ближайшем будущем только в России.
Я искренне верю, что он к нам придет из России, а так как мир очень мал, то это новое подлинное искусство быстро распространится по другим странам, которые еще больше в нем нуждаются. Искусство это, однако, не может быть торжеством одного лица, кем бы оно ни было— драматическим писателем, режиссером или зри
телем. Оно станет подлинным искусством только тогда, как стремление к нему будет жить в серд
цах людей. Иначе его не будет никогда. Может быть, это стремление начнет постепенно внед
ряться в массы, может быть, оно уже растет и уже сказывается, хотя бы в том, что наиболее разнообразные, наиболее совершенные, наиболее жизненные планы родятся сейчас в Москве.
ГЕРБЕРТ БИБЕРМАН
ПРИЕМ В РЕДАКЦИИ
Ответственный секретарь В. А. Павлов — вторник, среда, четверг, от 3 до 5 ч. Секретарь редак
ции М. И. Ильин — ежедневно, от 2 до 5 ч.