ЖЕНЩИНА НА ЭКРАНЕ

К международному дню работницы

Говорить всерьез о теме женщины в советской кинематографии — не приходится. То, что сделано в этой области нашими кино-организациями до настоящего времени — оскорбительно по своему идейному убожеству и ограниченности тематического охвата.
Совкино „Генеральная линия“ Марфа Лапкина
В этом очерке, не претендующем на всесторонний и точный обзор разбираемого вопроса, попытаемся подвести итоги нашей кино-продук
ции по трем основным линиям исторического развития революционной женской тематики:
Это — женщина в борьбе за рабочее дело при царизме, героиня гражданской войны и пролетарка сегодняшнего советского дня.
Последовательно начинаешь вспоминать названия картин, но даже самые упорные раскопки в грудах кинематографического архива, самый тщательный количественный и качественный анализ виденного останавливает ваше вни
мание лишь на единственной картине: «Мать» — Горького-Пудовкина. Но разве одной, даже блестящей работой, можно исчерпать тему о жен
щине рабочего класса в условиях самодержавия? Наконец, показала ли советская кинематография обаятельный образ революционерки-террористки, замученной на каторге и на виселицах? Ста
рая, ветхая по оформлению фильма «Дворец и Крепость» вряд ли воскресит в пашей памяти трагическое величие Перовской. Выстрел Веры Засулич даже не пытались кинофицировать.
Фильма «Каторга» (недавнего производства) не снизошла даже до упоминания о жещине-политкаторжанке. Трудно понять, чем оправдывается такая гнетущая бедность кинематографического репертуара в этой части темы о женщи
не. Ведь у советского сценариста, режиссера и художника богатейший материал фактов и со
бытий, имеющих глубокую историческую перспективу.
Гражданская война. Большие полотна эйзенштейновского «Октября», пудовкинского «Конца Санкт-Петербурга», около десятка фильм второ

ЕВРОПА — ЧТО НАДО!

О ЛЕГКОМЫСЛЕННОМ СЮЖЕТЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ
Дискуссия о Мюзик-Холле
Дискутируют фельетонисты А. Д‘актиль и Дм. Угрюмов
Если пишешь ты: смуглую Лизу Полюбил русокудрый Иван — Переносится действие в Пизу
И спасен многотомный роман.
Некрасов.
1.
Любит публичка бедра и ноги: Объяви — перед кассой юлит... Да цензура стоит на пороге!
Да угрюмый Главлит не велит! Что ж? Найдем между левой и правой Компромиссный уклон и упор... Сохранился приемчик лукавый
И до наших взыскательных пор. Что б не лезть на главлитную стену Режиссерам задание дано:
Переносится действие в Вену И лихое ревю спасено!
Световые рекламы на крыши, Чтобы были с Таганки видны Объявления! Анонсы! Афиши!
Гвоздь сезона и лозунг страны. Монопольно! Единственно! Ново!
Бах с Яроном! Тарзан и Покрас! Буржуазный порок без покрова!
Европейский развал без прикрас!
И когда под лихие напевы
Зазвенит цензурованный стих Это вовсе не голые девы,
Это голая правда про них!
Час спустя, разъярившись до дрожи, От трещеток, чечеток и па
Шапки, шляпки, пальто и галоши Обалдело хватает толпа.
В головах фуэтэ и синкопы...
Все и каждый пьяны без вина. — Вот оно разложенье Европы! — Мужу на ухо шепчет жена.
И супруг отвечает в октаву, Увлажняя слюною уста:
— Разлагаются, черти, на славу, Даже трешки не жаль за места!
А. Д’АКТИЛЬ.
2.
Милый друг, мой, д Актиль! Ставши гордо в позу
Вы в грошевом факте Чуете угрозу...
Дескать — «разложенье», По крутой дорожке! Вместо обозрений