степенного качества и ниже, но ни одной картины о женщине-бойце, политруке, комиссаре, враче, как будто и не было огромного героизма, проявленного женщиной на всех фронтах гражданской войны и в тылу! Вот второй малоутешительный итог советской кинематографии в графе женской тематики.
Передышка и восстановительный период советского хозяйства. Индустриализация страны.
В эти последние этапы нашей послеоктябрьской истории произведена гигантская работа по раскрепощению женщины. Новая советская гражданка выросла у нас на глазах. Старый быто
вой уклад города и деревни сотрясается до основания.
Тем не менее, есть ли у нас основания утверждать, что советская кинематография сумела вплотную подойти к актуальнейшим проблемам женской борьбы за культурную революцию?
Увы!
То значительное количество картин, которое было показано за последнее время, обладает весьма сомнительным качеством. Выработались дурные, сусальные штампы для изображения комсомолок и жен рабочих. В этом отношении весьма характерны картины «Париж
ский сапожник», «Катька — бумажный ранет», «Ухабы» и, в особенности, выпускаемая в ближайшее время фильма Ленинградской фабри
ки Совкино «Косая линия». Любовная семейная проблема советской женщины, как известно, разрешалась в порнографическом разрезе в «Третьей Мещанской» и в мещанском разрезе в фильмах «Человек родился» и «Мой сын». Тема о крестьянке нашла свое выражение в лу
бочной подделке под этнографию в картине «Бабы рязанские».
Некоторым исключением из обычного кустарного шаблона деревенских фильм о женщине является выпускаемая в прокат фильма «Ее путь», сработанная режиссерским молодняком
Голенькие ножки.
Подменивши бодрость Оголенной сценкой,
Преподносят бедра-с, Торсы и коленки!».
Дескать, — «Лозунг кассы Подавай Европу!» И гремят Покрасы
И звучат синкопы.
Друг мой простодушный, Я вас понял верно. Это очень скучно,
Это очень скверно.
Герлс, блеск балета
Грилль тоской томимый... Да-с, порою это Непереносимо.
Но, когда гарниром
К ножкам рахитичным Подают «сатиру
ИДЕОЛОГИЧНО!!!
Тут уж я в тревоге Восклицаю зычно: — «Уберите ноги! Это неприлично!
Ну, поймите сами
Что весьма неловко С голыми ногами
Делать «установку!». Вот об этом факте Умолчать опасно
Милый друг, мой, д Актиль! Вы со мной согласны?
ДМ. УГРЮМОВ.
Совкино„Ее путь“
Совкино, но и эта картина, подобно «Делу Пелагеи Деминой», не далеко ушла от примитивной агитки.
Восточная женщина, борющаяся за элементарные человеческие нрава, против чадры, жестокого деспотизма и варварских обычаев — подается на советском экране под соусом деше
вой восточной экзотики. Фильмы «Третья жена муллы», «Минарет смерти», «Натэлла», «Мусульманка», «Раба» и т. д., и т. д. — весьма мало необходимы советскому кино-зрителю.
Советская специалистка представлена единственной картиной «Альбидуум», произв. «Межрабпом-Фильм», являющейся некоторым поло
жительным достижением среди уймы ненужных халтурных мещанских картин, трактующих женский вопрос.
Вот почти и весь актив художественной кинематографии на тему о женщине в революции, актив, о котором всерьез говорить почти не приходится.
К очередному женскому дню 8-го марта наша кинематография все еще находится в рядах несостоятельных должников перед советской общественностью.
Единственно, «Генеральная линия» Эйзенштейна, ожидаемая с таким понятным нетерпением, впервые заостряет внимание на настоящей крестьянской героине Марфе Лапкиной, творящей дело коммунизма в советской деревне. Будем надеяться, что в этом серьезном почине наши крупнейшие мастера не останутся в одиночестве.
В настоящем производственном году советской кинематографии женщина революции должна занять по праву принадлежащее ей место на советском экране.
С. Ш.
От редакции. Предоставляя место статье тов. С. Ш., редакция просит читателей и кино-производственные организации откликнуться по существу затронутого в статье вопроса о женщине на экране.
арт. Цесарская