Отрадно читать в московском журнале лирические излияния к империалистической немецкой буржуазии!..
... Случись в Москве Деникинское правительство, этой грязной бульварной лавочке не пришлось бы менять ни основания, ни политической платформы.
А пока что — над ней красный флаг с надписью „Революция театра .
Все это только на том основании, что в „Зрелищах : 1) два месяца назад было напечатано, что в „чудесном городе Вене „каждая прачка имеет билет в оперу и 2) с год назад „Париж Золя был назван
„блестящим для современного рабочего театра романом .
Нельзя же так!..
Мы не считаем линию „Зрелищ достаточно выдержанной; но о „белогвардействе (?!) этого журнала можно кричать только тогда, когда ущемленное самолюбие отнимает последние остатки самообладания.
Может быть, „Рабочий Зритель так рассердился на то, что и сам журнал и его театр уже встают (и не могут не встать!) на тот самый путь, какой указывается „глашатаями новых форм — и „Зрелищами в их числе?

м О И С С И

НА БЛИЗКОМ

расстоянии
Редкий экземпляр европейца. Не чванный, не „великий Алессандро Моисси , не цедящий взвешиваемые слова дип-турист из „культурного оазиса Московии , вымытого Савой-отеля.
Моисси очень прост. На СССР, на Москву смотрит не из европейского вели
колепного далека. Ему все нравится, им все сразу без расспросов и справок в Бе
декере воспринимается. Ничем, кроме вьющихся волос и широкой шляпы, не
выделяющуюся фигуру иностранца средней руки — в течение первых трех
дней видели: у гроба Ильича, в храме Спасителя, на „Лесе , „Турандот и „Гадибуке , в Моно, на рауте в немецком посольстве. Жена знаменитости успела нащелкать много катушек карманного кодака и увековечить „Сандро на фоне всех московских достопримечательностей, вплоть до дома на Лубянской площади.
В далеком от всякого интервью разговоре совершенно неожиданные — у актера старой школы, немецкого „ака — слова:
— Я в полном восторге от Мейерхольда, от „Леса . Надо, чтобы и наши режиссеры отважились. Необычайное здоровье, веселье во всей постановке.
И — подход послевоенной Германии:
- При нашей дороговизне материалов и декораций, принципы Мейерхольда, его установки спасут не только немецкий театр. И я не вижу в этом ничего ненатурального, шокирующего; ваш режиссер возвра
щается к классическому театру, — разве в Элладе, у Шекспира могла быть речь о занавесе?
— Кто в „Лесе играл актера-бродягу? Я не запомню такого сочного комика.
Узнав фамилию „Аркашки , Моисси произнес панегирик Ильинскому, просил с ним познакомить.
Потом, шутя, Моисси сам „захотел интервьюировать .
Вопросы Моисеи:
Жив ли Вахтангов? („Турандот и „Гадибук чрезвычайно понравились) Есть ли
в Москве театральная пресса, все ли журналы „издаются партией ? Заработок актера? Где клубы, кабарэ, кафэ? Общественная жизнь? И — почему все — от погра
ничной охраны до московской торговки булками — такие веселые, ласковые, жизнерадостные в этой загадочной стране?
Мы, в свою очередь, спрашиваем:
— Почему же, для этой славной и жадной до жизни страны вы привезли такие тоскливые и далекие от нас роли? Прота
сов из „Живого трупа , Ибсеновский Освальд у нас давно забыты, отброшены вместе со старцами Художественного театра.
— С Ибсеном подвели „знатоки России . Протасова буду играть, так как по контракту нужны три постановки.
Уже первые четверть часа беседы убедили в правильном подходе такого не „маститого трагика к русской жизни.
Непретенционный, не барин, не „эстет , Моисси сумеет захватить русских зрителей,
так ждущих, так пока мало избалованных актером...
ГЕРОНСКИЙ