Художественная самодеятельная

РАБОТА В ДЕРЕВНЕ

Губполитпросвет созвал губернскую конференцию, посвященную разработке вопросов деревенской художественной работы, в которой приняли участие работники с мест.
С докладом о художественных самодеятельных кружках выступил заведующий Домом им. Поленова [*)] т. Игнатов.
Докладчик остановился на тяжелом положении кружков. В то время, когда на просвещение рабочих и крестьянских масс обращено сугубое
внимание, когда объявлена беспощадная борьба, с неграмотностью и лозунгом дня является культурная революция, — художественные кружки деревни продолжают быть какими-то беспризор
ными пасынками. У них нет ни руководства из центра, ни опытных руководителей на местах, ни средств. Репертуар в большинстве не
удачен, часто вреден. Работа художественных кружков зачастую не только не встречает помо
щи и поддержки, а, наоборот, наталкивается на сопротивление и недопустимое головотяпство даже со стороны административных и просветительных органов.
Между тем, политико-просветительное значение художественных кружков огромно. О них всегда вспоминают при начале какой-нибудь кампании и ряд фактов доказывает, что участие в кампаниях кружков часто играет решаю
щую роль. Особенно это сказалось в настоящую предвыборную кампанию, в которой кружки приняли живейшее участие. Где были удачные выступления кружков, посещаемость предвы
борных собраний и активность при выборах во много раз повышались.
[*)] Недавно сгоревшего и ныне восстанавливаемого.
Зарисовка В. Нинемяги
В. Медведев — старейший кружковец, агроном, руковод. кружков Клинского уезда
Зарисовка В. Нинемяги
Кружки могут оказать, большое содействие и в антирелигиозной кампании. Попы уже вооружаются и собираются вести пропаганду зрели
щем. Замечательно в этом отношении объявление
киевского софийского собора, извещающее, что в этом соборе 1 мая будет показана драматизированная постановка! В рабочий праздник ра
бочие будут привлекаться в церковь средствами театрализации! Несомненно для этой пропаган
ды у церковников найдется и достаточно средств и достаточно помощников. Пора культурникамкружковцам повести активную борьбу за завое
вание церквей под недостающие помещения для кружковой художественной работы. В Брянске уже отвоевано восемь церквей.
В настоящий момент делаются попытки получить в распоряжение Дома Поленова небольшую церковь, находящуюся против помещения МОНО в Москве. Из этой церкви предполагается создать показательный клуб.
Помимо участия в кампаниях, кружки должны объединить вокруг себя все бедняцкие и середняцкие слои населения для борьбы с кула
чеством. Кружкам принадлежит в будущем оформление нового быта: красной свадьбы, октябрин и т. д.
Не следует переоценивать одну какую-либо из отраслей художественной работы. Помимо дра
матических кружков, большое значение имеют также кружки музыкальные и хоровые. Необходимо следить за тем, чтобы не нарушались прин
ципы коллективности, а то часто замечается, что командующее положение в деревенском круж
ке занимает гармонист, единственный, порой, организатор песни и танца. Необходимо окру
жить гармонистов или другими инструментами, или связать их с коллективом хора.
Надо координировать всю художественную работу и пробудить активность в народившихся уже литературных кружках для создания ре
пертуара на местах. Надо требовать хорошую культур-фильму.
М. Боровой — руководитель живой газеты
(Моcк. губ., Ленинский у.)