НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕКТАКЛЯ

ИЗ БЕСЕДЫ с HAT. САЦ. и С. РОЗАНОВЫМ
Вопрос об исследовании восприятия спектакля в действии зрителями подни
мался неоднократно и в литературе и среди практически работающих театральных дея
телей. Года три тому назад в Москве образовалось даже Общество Изучения Зрителя.

Театр для детей, будучи учреждением бесплатным, не имеет в своем распоряже

нии такого барометра, как касса, и не очень склонен доверять критическим ста

тьям, печатающимся в газетах, так как они пишутся, конечно, взрослыми людьми, которые подходят к спектаклю с самых разнообразных точек зрения. Иногда они берут на себя смелость подходить к спе
ктаклю и с точки зрения ребенка, но это „не имеет вида .
Вопрос о научном исследовании восприятия ребенком спектакля, как художествен

ного произведения, занимает Московский Театр для детей со дня его возникнове

ния; теперь педагогическая часть театра располагает рядом методов, в большинстве принадлежащих С. Г. Розанову, при помощи которых возможно установить более или менее полную картину восприятия спектакля зрителем. Различные стороны спектакля исследуются разными способами. Отдельно
учитывается видимая форма спектакля и влияние ее на живописное воображение детей, отдельно учитывается восприятие детьми фабулы, художественного образа, созданного актером. Эта часть исследований производится на основании материалов, имеющих, так сказать, статический характер то-есть, детских писем, рисунков, литературных произведений, анкет и проч.
Но театр по своей сущности динамичен, и поэтому результаты исследования
театра в действии являются основой учета художественной значимости спектакля для детской аудитории.

Такое исследование, конечно, представляет значительные трудности, и, прежде, чем выработать методы его, театру приш

лось проделать значительную работу. Достигнутые в настоящее время резуль

таты несомненно представляют не только местный, но и общий интерес. Процесс работы сводится к следующему: требуется зафиксировать все выявления зрителей под влиянием отдельных моментов общего движения спектакля. Если с этим заданием наблюдать аудиторию взрослых, то очень часто мы будем иметь картину, совершенно ничего не выражающую; взрослый зритель привык скрывать свои чувства, и, чем он искушеннее, тем труднее вызвать на его лице даже улыбку.
Иное дело — аудитория, составленная из детей. Реакции ребенка на все види

мое и слышимое всегда легки, ярки, а,

главное, обязательны во внешнем выражении. Исключение составляют разве дети буржуазных семей, с ранних лет на
сквозь пропитанные скепсисом взрослых,— но не для таких детей театр ведет свою работу.
Техника записи детских выявлений такова: во время спектакля в разных местах зрительного зала среди детей сидят сотрудницы педагогической части и с фонографической точностью записывают, что делают ребята в различные моменты действия, о чем разговаривают, как смеются.
Эти записи заносятся непосредственно после каждого спектакля на особые листы. Собранные материалы позволяют установить следующие группы выявлений детей: