Мало-мальски знакомым с иностранной печатью известно, как много внимания и места газеты — от столичных до про
винциальных — уделяют театру. Редактор любой зарубежной газеты, издающейся в третье разрядном хотя бы городке, пре
красно знает „ясли господина своего , т.-е. капиталистического государства, пре
красно понимает — какой исключительной важности силой является театр в деле воздействия на широкие массы населения, прививку этим массам определенных взгля
дов, умонастроений, оценок. Театр всеми имеющимися в его распоряжении сред
ствами приучает зрителя смотреть на мир глазами господствующего меньшинства, а печать — в статьях, рецензиях, рисунках— умело и активно театру помогает.
Вспоминаю о захудалой газетке, выходившей в захудалом швейцарском городке Туне, куда на короткое время занесли меня мои былые скитания: даже этот захолустный куцый листок внимательно следил за театром, систематически долбил — что плохо и что хорошо, что приемлемо и чего делать нельзя.
Немало внимания уделяла театру и печать в дореволюционной России. Не только рецензиями, но и статьями, не исключая подвальных — на много сотен строк — фелье

тонов, газеты помогали театру в деле воспитания сотен тысяч людей на опре

деленных мыслях и чувствах. То была „твердая система воспитания .
В период послеоктябрьский на театральном фронте создалось странное, выражаясь мягко, положение.
Что театр один из важных участков борьбы за влияние на массы — об этом
без конца говорилось и писалось. В бурнопламенных „ораториях“ у нас никогда не было недостатка. Попробуйте, однако, беспристрастно разобраться в том, что происходит на деле.
Мало того, что наш театр в целом, за единичными исключениями, ведет линию, как будто революционных бурь и не бы
вало; мало того, что наш репертуар— в подавляющей части — имеет с револю
цией столько же общего, сколько, скажем, мюнхенское законодательство с московскими декретами, — в дополнение к невозможному положению, создавшемуся в са
мом театре, сложилось так, что советская печать театру и связанным с ним вопро
сам не уделяет почти никакого внимания. Театральную политику делает пара-другая театральных журналов с ничтожным ти
ражем и — как следствие — крайне узкой сферой воздействия, тогда как газеты, т.-е. как раз издания, читаемый многими десятками тысяч людей, исключительно
редко дают руководящие, воспитательно-организующие статьи, ограничиваясь случайными откликами на случайные постановки.
Часто ли мы читали на страницах московских газет о серьезном положении на театральном фронте. Мы имеем в виду не отписки от случая к случаю, — речь идет о систематической, способствующей организации массового сознания, борьбе.

Мы убеждены, что, напр., „маленькие недостатки , раскрытые сейчас комиссией ЦКК в управлений госактеатров, могли бы быть предупреждены своевременной кампанией в печати.

ВОПРОС, ДОСТОЙНЫЙ ВНИМАНИЯ