„Аналитические возможности, в силу упрощенных приемов игры и примитивного монтажа пьесы, выступали контурно и полно... Или:
„Фердинандов, подражая в игре Борису из Островского...

Наконец, финал:

„Будущее покажет, приведет ли этот путь к отказу от украшательных и созерцательных форм, прочно свивших гнездо в Камерном... и т. д.“
Не правда ли — трогательно: „созерцательные формочки, махая крылышками, щебеча, вьют гнездышко под сенью Камерного театра?

Уника вторая: из 12-го № „Рабочего Зрителя .—Отчет о „Грозе . Некоего Влад. П.

„Даже конструкция бр. Стенберг, очен простая, местами (!) художественно-реалистичная, в целом все же смешивается с неизменной (!) условностью, напоминая что-то вроде византийского (!) На
пример, совершенно непонятен золотой купол висящий над центром сцены...
И почти то же происходит с актерами...
И так — вся рецензия. Странным кажется только одно: зачем „Рабочий Зритель , в передовице того же 12 номера обли
чающий „отуманивающих и отупляющих мозг рабочего , соглашается в том же номере с этими „отуплятелями конкурировать?
В заключение — последняя, наиболее благоприятная для „Грозы в Камерном театре цитата.
Постановкой „Грозы Камерный театр вступил на новый „путь — путь, по которому идет все современное „человечество .

Не правда ли — грандиозно?!

Не только грандиозно, но и пикантно — ибо эта цитата взята из газеты.

„7 дней Московского Камерного театра . ЛЕНИН об ИСКУССТВЕ

В очередной книжке, издаваемого МК РКП „Коммуниста напечатаны „Воспоминания о Ленине“ Клары Цеткин.
В первый же приезд свой в Советскую Россию, осенью 1920 года, т. Цеткин имела случай в семье Ленина беседовать по вопросам искусства, просвещения и воспитания - с Н. К. Крупской и М. И. Улья
новой. Странички, освещающие отношение Ленина к искусству, мы здесь и воспроизводим.
Ленин тотчас же очень живо вмешался в разговор.
„Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской России но
вое искусство и культуру , — сказал он,— „это—хорошо, очень хорошо. Бурный темп их развития понятен и полезен. Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетии, и мы хотим этого. Хаотическое брожение, лихорадочные искания новых лозунгов, лозунги, провозглашающие сегодня „осанну по отношению к опреде
ленным течениям в искусстве и в области мысли, а завтра кричащие „распни его — все это неизбежно.
„Революция развязывает все скованные до того силы и гонит их из глубин на поверхность жизни. Вот вам один пример из многих. Подумайте о том влиянии, кото
рое оказывали на развитие нашей живописи скульптуры и архитектуры — мода и прихоти царского двора, равно как и вкус и при
чуды господ аристократов и буржуазии. В обществе, базирующемся на частной собственности, художник производит то
вары для рынка, он нуждается в покупателях. Наша революция освободила художника от гнета и этих весьма прозаических условий. Она превратила Со
ветское государство в их защитника и заказчика. Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего.
„Но понятно, мы коммунисты. Мы не должны стоять сложа руки и давать хаосу развиваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим про
цессом и формировать его результаты. Мы еще далеки от этого, очень далеки.
Мне кажется, что и мы имеем наших докторов Карлштатов. — Мы черезчур большие „ниспровергатели в живописи . Кра

сивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно „старое . Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказы

ваться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития только на том основании, что оно „старо . Почему надо