МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
„Гроза
Нас это не удивляет: трактовка и оформление пьесы слишком мало „звучат для нас, других; из всех работ талант
ливого Вахтангова эта — наиболее чуждая нашей (советской, революцион
ной) современности... А ты, Васютка, вникай!
Литературная часть книги принадлежит четырем авторам, двое из которых (50%!) — Федор Степун и Мих. Осоргин — не так давно недобровольно стали эмигрантами за то, что в течение пяти лет ничего не могли понять и ничему научиться в Совет
ской России. Осоргину же принадлежит и перевод пьесы, занимающий более половины книги.
Впрочем, помимо соображений идеологического порядка, существуют не менее уважительные хозрасчетные стимулы к из

данию той или другой книжки. Могут возразить: пусть „буржуи раскупят изда

ние, а на эти барыши мы наиздадим коечто и для Васютки Митрохина... Увы!

Госиздатовская „Принцесса не имеет никаких шансов быть поглощенной рынком: для этого она слишком дорога. Рас

считывать, что три тысячи (!) экземпляров по 25 рублей могут разойтись — значит просто не знать состояния книжного рын

ка. Думаю, что если Госиздату удастся спустить 300 экземпляров, он сможет почитать себя счастливым; но 2700 экзем

пляров обречены на гниение в госиздатовских подвалах!..
4-й акт
...Нет, Васютка, ты, пожалуйста, не заступайся — и не воображай, что книга может разойтись на эмигрантском рынке— среди русских белогвардейцев в Германии,
во Франции, в Англии и где там еще. Для заграничного рынка „роскошная книга нашего Госиздата по своей цене недоста
точно хороша — с ее хромолитографиями,
грязноватыми клише и всей ее довольнотаки кустарной внешностью. Ей все же далеко до довоенных работ Голике и Вильборга, например, — уж не говоря о технике современной западной полиграфии!..
Неблагополучно в соответствующем секторе Госиздата...
Кроме только что вышедшей „Принцессы Турандот , мы имеем от него выпущенные в этом же сезоне еще три „роскошных издания — если не ошибаюсь, тоже по 25 рублей и тоже по 3000 экземпляров. Это—три монографии: о Художественном театре о „Горе от ума и о... Собинове.
А сколько продано?..
Из прежних театральных изданий—нероскошных — припоминаю: монархическо
теократическую пьесу Гарина „Отасу , довольно-таки контр-революционную и бестолковую книжку о Театре и революции, пасквильную пьесу „Огни св. Доминика , никчемную „Фамарь и мн. др...
Васютка Митрохин 18-ти лет, сиди и не рыпайся: здесь издают для... А в самом деле — для кого издают здесь?
ВЛАД. БЛЮМ