НА СТРОЙКЕ

Пять лет театра им. МГСПС
Когда начинают отроить здание, то сначала закрепляют почву, закладывают и цементируют фундамент и только после такой «черной» рабо
ты строение начинает расти, постепенно все больше и больше прорезывая леса своими свежими и веселыми очертаниями.
Примерно, такой же процесс испытывает и пролетарский театр, рост которого находится в прямой зависимости от развертывания сил куль
турной революции. А здесь известно, что одной из первоочередных задач является поднятие куль
турного уровня масс, на первое время хотя бы по линии элементарной грамотности.
Переключая эти общие задачи на театр, мы не можем не вспомнить записанных т. К. Цеткин важных замечаний т. Ленина, относящихся непосредственно к искусству.
«Искусство принадлежит народу, — читаем мы в «Коммунисте» № 27 за 1924 г. — Оно должно ухо
дить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Всматриваясь в окружающую нас театральную жизнь мы должны сказать, что главным камен
щиком, выполняющим эту «черную» работу на театре, оказывается, конечно, театр им. МГСПС. Если мы проследим его работу за все пятилетие (хотя четко вырисовывается она за последние три года, когда за руль театра встал режиссер и прекрасный организатор Е. О. Любимов-Ланской), то всякий беспристрастный человек вынужден будет признать: да, это единственный в своем
роде театр, который засучил рукава и в поте липа мужественно взялся за огромную и историческую
работу по поднятию культуры масс, по объединению их чувств, мыслей и воли.
Конечно, на протяжении пятилетнето пути имеются и неудачи, ошибки, срывы. Но если со
поставить все эти ошибки с положительными результатами работы театра, то не надо многих слов, чтобы убедиться в явном и знаменательном перевесе последних.
«Мы приветствуем театр нм. МГСПС во всех его начинаниях, — заявляла «Комсомольская Правдав 1925 году после «Шторма». — Он на верном пути: каждая новая постановка все больше убеждает в том, что у руководителей его подлинно
художественный вкус не расходится с чутким пониманием той аудитории, которую театр призван обслуживать
Совершенно верно. Если мы обратимся к самому зрителю этого театра и посмотрим на общий характер всех отзывов, то приведенную нами выдержку справедливо можно назвать тем показа
тельным градусом, на котором остановился по отношению к театру МГСПС ртутный столбик общественного барометра.
Что доминирует в театре им. МГСПС? Прежде всего — твердая ставка на массового рабочего зри
Театр им. МГСПС
„Шторм
Театр им. МГСПС„Саранча“ Совещание мандаринов
Картина четвертая
теля. Отсюда — несколько фотографически-хроникальное, но всегда классово-волнующее содержание, неуклонно отображающее и сосредоточивающее внимание масс на текущих вопросах ра
бочей жизни. Поэтому, театр добросовестно и серьезно популяризирует революционно-театральные принципы, или вернее, ведет на театраль
ном участке большую и важную политпросветработу, врезываясь в толщи и глубины широких масс.
И на этом поприще театр не задерживается ни на секунду, а могуче растет, непрестанно идя впе