ЗА ЗАЕМ МОССОВЕТА

Кампания по реализации 20-миллионного займа Моссовета на культурное строительство началась.
Деньги эти будут израсходованы на школьное, больничное и коммунальное строительство.
Московский Совет из года в год очень значительно увеличивает ассигнования на культурносоциальные нужды (народное образование, здра
воохранение, социальное обеспечение). В 1925— 1926 г. на эту цель отпущено 61 милл. рублей, в 1927-28 г. — 84 миллиона, а в 1928-29 г. —
свыше 100 милл. рублей, 40% к бюджету.
Однако, этих средств не хватает и Моссовет принужден обратиться к инициативе и активно
сти масс, призывая их к материальному участию в культстроительстве Москвы и губернии.
Из сумм, которые поступят по займу, президиум Моссовета постановил отпустить 8% мил
лионов на школьное строительство. В последние годы в особенности, Моссовет значительно уве
личил ассигнования на народное образование— рост на 39%,—но положение дел в этой области продолжает, однако, оставаться чрезвычайно на
пряженным. Особенно это касается потребности в капитальном школьном строительстве, ибо рост количества школьных зданий, вследствие отсут
ствия средств, не поспевает за ростом количества учащихся. В Москве за последние два года число учащихся возросло на 11 тысяч человек, школ же прибавилось за это время всего 9 (девять)— с 327 до 336. Но еще труднее рисуется положе
ние, если мы его сравним с довоенным: число учащихся у нас увеличилось на 26%, а школьных зданий стало меньше на 54%. Таким обра
зом, надо считать наличные школьные здания перегруженными на 80%, или могущими удовле
творить только 20% (двадцать процентов) предъявленного к ним спроса: положение, требующее быстрых, энергичных и серьезных мер.
Каково положение в области здравоохранения? На это дело Моссовет тратит около 70 мил
лионов рублей в год, но из этих средств никак не удается выкроить что-либо на строительство— на расширение площади амбулаторий, диспансе
ров, больниц и родильных приютов, несмотря на то. что количество обслуживаемого ими населения беспрерывно растет, вследствии естественно
го прироста населения и притока новой рабочей силы в промышленность Москвы и губернии.
Таким образом, несмотря на то, что сеть лечебных учреждений показывает в течение последнего времени значительный рост—с 277 до 320, —удовлетворить спрос это количество не может и на очередь ставится вопрос о новом строительстве и оборудовании этих учреждений. Поэтому
Моссовет предполагает из средств займа истратить на больничное строительство значительную его часть—6.000.000 рублей. Затем—3% миллиона будет истрачено на улучшение нашего комму
нального хозяйства — транспорт, водоснабжение, бани, прачешные и т. и., ибо в этой области у нас немало нужд.
Излишне доказывать, насколько каждый трудящийся житель Москвы непосредственно заинтересован в успешном ходе подписки на этот заем.
Мы уверены в том, что работники театров— актеры, рабочие, административный персонал, работники кино, артисты эстрады, драматурги, музыканты, журналисты—живо откликнутся на призыв Моссовета и окажутся не только подписчиками на культзаем, но и энергичными агитато
рами за него. Мы сами — работники на культфронте—должны показать пример высокосознательного отношения к культзайму. Мы считаем, что 20 миллионов рублей—сумма недостаточная для полного удовлетворения тех нужд, на какие заем предназначен. Помимо этого, культурные нужды Москвы и губернии, понятно, не исчер
пываются потребностью только в школах, банях и больницах. Это — так сказать, культнужды «первой необходимости», но имеются еще и культнужды, не менее важные, второй очереди. Этостроительство театральных и клубных зданий, строительство кино и т. п.
Никто более, нежели мы сами, работники театра и кино, не чувствует, что без экстраординарных мероприятий—многого на фронте капи
тального строительства в нашей области сделать не удастся.
Пользуясь благоприятным случаем, мы поднимаем вопрос о специальном займе у московского трудящегося населения на постройку Первого Московского Кооперативного театра. Это должен быть театр, построенный по последнему слову театрально-строительной техники, вмещающий не менее 5.000 зрителей, управляемый советом пред
ставителей пайщиков этого театра. Театр этот должен итти по новым революционным путям и в своей тематике, и в области формы и техники
и в методах управления (взаимоотношения ме
жду потребителем-зрителем—пайщиком—и управлением театра).
Надеемся, что наше предложение должно встретить отклик в первую очередь среди работников и деятелей искусства, а в особенности среди работников театра.
К активности в деле проведения культзайма. к самодеятельности в целях театрального строи
тельства—мы призываем работников искусства и печати.