ВОПРОСЫ дня [*)]

(К Х-му съезду Мосгубрабиса)
2-го мая с. г. созывается очередной X московский губ. съезд работников искусств. Спустя 2 недели созывается VI всесоюзный съезд рабиса. Московский съезд работников искусств должен дать всесоюзному съезду тот материал, который служил бы основой всех решений VI съезда;
Предстоящие 2 съезда: московский и всесоюзный, во многом должны отличаться от предыду
щих съездов. В прошлом, работники искусств на своих съездах, главным образом, разрешали свои профессиональные вопросы. Вопросы, связанные с художественно-театральной политикой нашего государства, наших органов — почти не затрагивались на профессиональных съездах.
По инициативе нашей партии стали прорабатываться вопросы художественной политики и мы в недалеком будущем получим соответствующие
конкретные директивы партии. Работа нашей партии в этой области будет иметь лишь тогда успех, когда профессиональные организации вме
сте с советской общественностью полнее осветят потребности сегодняшнего дня и наметят практические пути по использованию театра для «си
стематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм» (XII съезд ВКП).
Далее XII съезд ВКП(б) в своей резолюции но вопросам пропаганды, печати и агитации указывает: «В этих целях необходимо, привлекая соответствующие силы, как в центре, так и на ме
стах, усилить работу по созданию и подбору со
ответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса». Таким образом, театр является могучим орудием идеологической борьбы.
В решениях губ. партийной конференции о работе МК ВКП(б) имеем: «Необходимо путем строгого отбора как произведений искусства, до
пускаемых для публичных постановок, выставок или иного воспроизведения, так и самых исполнителей, добиваться усиленной работы над саморазвитием и самоусовершенствованием работников искусства, искренно желающих быть не просто ремесленниками, а действительными двигателями пролетарского творчества».
[*)] Статья председателя Мосгубрабиса.
«Необходимо добиться усиления элементов общественной критики в творческой художествен
ной работе, путем предварительных общественных просмотров, читок, откликов в печати и т. д.».
Касаясь культработы, партконференция предлагает: «усилить культработу среди работников искусств, внося в нее больше воспитательно
политического содержания, поднимая во всех зрелищных предприятиях, находящихся в Мо
скве, значение клуба, красного уголка, стенгазеты и др. видов политико-просветительной работы, обеспечивая необходимые условия для развития этой работы по линии рабиса...»
Решения партийных съездов и конференций должны быть практически усвоены профсоюзом и в его дальнейшей работе намечена правильная классовая установка.
Впервые московская организация всерабиса на своем съезде ставит доклады губполитпросвета и москпрофобра. Постановка вышеуказанных докладов говорит о том, что союзу желательно и
необходимо влиять на идеологическую установку наших художественных предприятий и зани
маться вопросами художественного образования.
Разрешение и осуществление этих вопросов тесно связано с вопросом театральной общественности.
Нужны крепкие и здоровые формы общественности как внутри, так и вне театра. Необхо
димо со своей ясностью констатировать, что союзная работа внутри театра зачастую наталкивается на ряд препятствий. Сюда относится по
литическая косность и безграмотность в среде большинства работников искусств, при наличии цеховых традиций и отношений. Ряд руководи
телей и авторитетных театральных работников доныне проявляют свое «диктаторство», что приводит нередко к подмене союзной демократии диктатурой художественного мастера.
В вопросах внутритеатрально-советской общественности наблюдается оторванность ряда руко
водителей театра от работников в части информирования и привлечения к руководству предприятием, как-то: полное игнорирование производственных комиссий, совещаний и т. д.
Несомненно идущие сейчас в среде работников
искусств процессы выделения групп работников