идеологически-советской формации, при усиленной борьбе с ними консервативных руководите
лей и работников, которые, используя моменты производственной зависимости, фактически тор
мозят рост здорового беспартийного актива в этой среде.
Сюда же относится вопрос о художественных советах, призванных давать художественно-идеологическое направление работе театров, фактиче
ски же в ряде театров отсутствующих, в других же существующих номинально, в неопределенном составе, зачастую без всяких нрав и точных обя
занностей, игнорирующих привлечение обще
ственно-политических представителей со стороны для участия в этой работе и т. д. Этому всему
сопутствует часто недостаточное содействие, а порой и противодействие политике союза в укреплении пролетарски и коммунистической прослойки в театральных предприятиях.
Изживание настойчивыми мерами указанных выше моментов внутри театральной общественности, укрепление профактива, в первую очередь,
за счет беспартийных работников идеологическисоветской формации, включение театральной жизни в систему всей нашей советской общественности — является сейчас основным и важ
нейшим условием для завоевания старого театра и укрепления строющегося на новой основе революционного театра.
Какова сумма вопросов, вытекающих из общего вопроса — о театральной общественности, кото
рая должна проводиться в своей практической работе союзной организацией. — 1. Производствен
ная комиссия и совещание. 2. Художественный Совет театра. 3. Стенгазета. 4. Массовые вечера с политическими докладами. 5. Диспуты. 6. Про
изводственные кружки. 7. Организация рабочего зрителя и пр.
Прежде чем освещать каждый из перечисленных вопросов, необходимо установить роль каж
дого актера, каждого работника в театре, чтобы иметь предпосылки для будущей работы.
Об этом в следующий раз.
Э. Шарикян

ВОПРОСЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В № 6 журнала „Коммунистическая Революция“ опубликована статья т. И. Беспалова, затрагивающая вопросы театральной политики. Ввиду тою, что тема этой статьи представляет в данное время особый интерес, мы перепечатываем ее в сокращенном виде, сохранив все ее
основные принципиальные моменты Необходимо проверить итоги строи
тельства советского театра
Общие принципы художественной политики партии нашли свое выражение в известной резолюции ЦК «о политике партии в области художественной литературы». Ее основные принципы сохраняют свое значение и до сих пор, и могут определять политику партии не только в от
ношении художественной литературы, но и в отношении других искусств.
Неправильно было бы задачей обсуждения вопросов театральной политики в среде партийцев, работающих в этой области, ставить регла
ментирование жизни искусства, сглаживание всех споров и противоречий между театральными течениями и работниками театра, установление узкого общего шаблона, обязательного для те
атральной жизни. Надо дать общепринциниальную оценку положения на театральном фронте и установить общие принципы политики, которые бы соответствовали наиболее полно задачам рабочего класса в данный период и в рамках, в которых свободное соревнование течений способствовало бы наилучшему осуществлению социальных задач, стоящих перед театрами.
Театральное „наследство“
Первая группа — это театры, выросшие в прошлом, имеющие свою культуру и многолетние традиции, — это театры, полученные нами в наследство.
Путь полного отрицания возможности использовать культурное наследство вряд ли сейчас найдет поддержку. Но для марксистов неприем
лемо и огульное коленопреклоненное отношение ко всему созданному прошлой театральной культурой.
По отношению к театральному наследству у нас двойная задача: устранение ненужного, потерявшего блеск общественной значимости, иногда прямо вредного, и намечение мер к наиболее
полному и лучшему использованию наследства— подталкивание театра в направлении служения задачам рабочего класса.
Сдвиг в группе академических театров
Если раньше лишь такие театры, как театр Мейерхольда, театр Революции, театр Пролеткульта, ставили и разрешали жизненные вопро
сы наших дней, ориентировались в основном на рабочего зрителя, то теперь и в группе акаде
мических театров происходит сдвиг. Конечно, еще не ориентировка на рабочего зрителя, но уже попытка ориентировки на сегодняшнего зрителя.
Ориентировка на современность бывает различна. Это различие сказалось особенно ярко в двух постановках этого года: «Дни Турбиныхи «Любовь Яровая».
В «Днях Турбиных» тенденция ложная, искажающая исторический смысл гражданской вой
ны. «Любовь Яровая» освещает более истинный смысл событий. Она ближе нам.
Необходимо дать оценку происходящим в театрах прошлой культуры процессам и определить пути, по которым пойдет дальнейшее развитие.
Художественные достижения театров, выросших в революционный период
велики
Вторая группа театров — это театры, которые выросли, вырабатывают свои традиции, утвер
ждают свой стиль в революционный период. Сре
ди них есть театры высокой художественной ценности.
Конечно, если подходить чисто эстетически, и некоторые из этих пьес, и оформление их в некоторых из этих театров еще не достигли той ху
дожественной высоты, на которой стоят театры старой культуры. Но вряд ли найдутся люди,
способные отрицать большую художественную и социальную ценность их постановок. Мы имеем