О БАШКИРСКОМ И ТАТАРСКОМ TEAТРЕ

После недавних выступлений московской татарской труппы, в Москву приехала труппа Башкирского Государственного Драматического театра под руководством народного артиста Муртазина.
В дореволюционное время среди татар Москвы всегда замечалась большая тяга к своим национальным театральным зрелищам, но дальше простых любительских спектаклей — с одной сторо
ны, и концертов известных певцов, как Тахватуллин и Юсупов, — с другой, ничего не шло.
О создании профессионального татарского театра в Москве, в условиях дореволюционной жизни, не возникало и мысли.
Революция, вызвавшая глубокий перелом в национальном сознании татар, была толчком и к созданию татарского театра.
И вот недавние театралы-любители, а также новый кадр татар из крестьянско-рабочей молодежи, поступают в Гитис, ГКТ, где начинают приобретать знания, необходимые для актера и ре
жиссера, преломляя эти знания через призму своего быта.
Углубление театра в бытовую сторону, как фиксация определенных бытовых условий новой и старой жизни, — вот путь, но которому идет современный татарский театр в Москве, возгла
вляемый группой актеров-профессионалов с Айсорским, Сафаровым и Ильясовым во главе.
Под руководством этой же группы специалистов, работают и театральные кружки в клубах.
Пьесы татарских писателей Кутуева, Тиньчурина (режиссер Казанского театра), Рахманкулова и тюркского писателя Хаджибекова почти ис
черпывают весь современный татарский репертуар. В большинстве бытовых пьес затронут во
прос борьбы старого и нового поколения
(«Асляр», Аршин Малалан»); в исторических— «Янтура» — борьба против ханов, мурз и вели
ких князей времени Иоанна Грозного, а в пьесе— «Директор» выведен советский работник, подпа
дающий под вредное влияние «примазавшихсяк советской власти.
Башкирский театр не имеет такой преемственности от любительских спектаклей, как татарский. В дореволюционное время собственно башкирского национального театра не было.
Благодаря вековой колонизаторской политике царского правительства, башкирский народ растерял то немногое, что у него имелось в обла
сти национальной культуры. Народ не только не развивался по линии своей самобытности, но впадал в еще большую нищету и невежество.
Революция сделала возможным и экономическое и политическое освобождение Башкирии. С момента революции начинается возрождение баш
кирской культуры в целом и в области искусства в частности.
Пять лет, как возник настоящий башкирский театр (1917 год). Он — истинный театр народа, со всеми прекрасными сторонами и техническими
недостатками народного представления. Он не чуждается разрешения больших общественных проблем, но общаясь все время с народом, он
черпает и силу, и красоту выполнения из недр народной жизни.
Это — театр — праздник сабантуя (праздник сохи) — когда народ предается разным играм, пению, пляскам и пиршествам.
Как пчелиный рой жужжит и плачет чибизга, сделанная из ствола растений на подобие флей
ты, и раздаются плавные звуки кубыза, поющие о зное, о степи, о просторе, в котором пределы жизненного сознания измеряются еще только пространством от Уфы до Казани, как в старинной башкирской песне:
«Джигит чагда джаным кытсым Ефэ берлян Казанта»—
Чтобы слава о моей юности От Уфы до Казани дошла.
Теперь дальше прошла эта слава и на днях мы рады будем уже в Москве услышать мягкую речь н знойные песни башкирского народа.
А. Ильинский-Блюменау Передвижной Башкирский театр под открытым небом в деревне.
„ЮЛДЫНКАЙ Второе действие — ССОРА ИЗ-ЗА ПРИДАНОГО