ПОЛИТИКА ПАРТИИ и

Сравнительно малочисленная аудитория, собравшаяся послушать сообщение тов. Оболенского, не принадлежала к той, к которой дол
жен был быть адресован этот доклад. В зале не было ни представителей общественности и критики, ни—за малым исключением—и производственников. Собралась обычная «докладная» публика, имеющая весьма слабое отно
шение и к первой, и ко второй половине темы доклада.
Это обстоятельство не замедлило сказаться на общем течении отчетного вечера. Тов. Оболенский свое сообщение построил на основе резолюций
партийного теа-совещания 1927 г. и заявил, что текущая жизнь театра—по его мнению—плавно идет по намеченному этим совещанием руслу.
На театр пришел новый хозяин и театр должен служить ему,—сказал тов. Оболенский.— Театр должен выработать новый пролетарский стиль, и в борьбе за это новое лицо не нужны админстративные меры, ибо все совершается до известной степени стихийно (?). Необходимо лишь бережное отношение к ценностям старой театральной культуры, доставшейся пролетариа
ту в наследство и к росткам нового революционного искусства.
наблюдающейся наряду с чрезмерной тратой средств на поддержанне «наследства» и прочая, и прочая. Сославшись на то, что девять муз, которыми управляет младенец Главискусство, весьма строптивые женщины, тов. Оболенский, однако, обошел молчанием, вопросы руководства этими музами, несмотря на то, что последнее обстоятельство особенно волнует всю советскую общественность.
Прения, возникшие по докладу тов. Оболенского, явили собою грустную картину катастро
фической политнеграмотности рядового актерства, к которому принадлежит большинство выступавших.
Непонимание роли театра в общей системе советского строительства, «бунт» против проле
тарского руководства, подкрепляемый ссылкой на отдельные случаи головотяпства местных работников, злобные обывательские выпады против театра имени МГСПС, цитирование недостойного утверждения Вс. Мейерхольда о том, что надо закрыть театры и построить огромные
здания для общественного смакования судебных процессов, заявления, что «Принцесса Турандотбыла высочайшим достижением русского театра, а теперешние спектакли лишь свидетели его па
Единственная мера ценности театра заключается в его социально-политической значимости. Партия и правительство не могут допустить,
чтобы в этой отрасли нашего строительства все шло иным путем, нежели в других его отраслях.
Поэтому совершенно правильны резолюции 17-ой московской губпартконференции, указывающие на необходимость снятия с репертуара так назы
ваемых вредных пьес (мистика, порнография и т. д.). Советский театр должен служить не остаткам буржуазии, а исключительно новому зри
телю, откликаясь на все проблемы современной жизни.
Большое значение в деле приближения театра к зрителю имеют художественные советы, рабо
тающие при театрах. Помимо непосредственной связи производства с широкими массами зрителей на художественных советах лежит ответ
ственнейшая задача воспитания пролетарских масс, ознакомления их с теапроизводством и создания новых кадров работников искусства.
Иные меры приближения театра к массам сейчас трудно применимы: цены на билеты сни
жены почти до предела, на строительство новых зданий пока еще нет средств.
По отношению к отдельным художественным группировкам партия и Главискусство придерживаются метода дружественного невмешательства. Ибо «протекционизм» по отношению к ка
кому-либо течению несомненно только убьет его творческие возможности. Всем художественным группировкам предоставляется полная возможность свободного роста и творчества.
В настоящий момент на театре все—по мнению тов. Оболенского—обстоит благополучно. Ре
волюционные театры создают новые ценности,
театры до-октябрьские «переходят на новые рельсы». Постановка за постановкой свидетель
ствуют о том, что эти театры постепенно все более и более революционизируются.
На этом и закончилось сообщение тов. Оболенского. Докладчик совершенно не коснулся вопроса о недостаточной помощи, оказываемой трамам, передвижным театрам, клубам, деревен
скому самодеятельному искусству, о невыносимо тяжелой обстановке работы этих организаций,
дения, и т. п., и т. п.—вот что наполнило главным образом прения по докладу т. Оболенского.
Естественно, что вследствие создавшегося на вечере положения части ораторов к докладчику (в заключительном слове) приходилось больше отвечать на вздорные выступления, нежели вести обсуждение основной темы доклада.
В результате вечер оказался холостым выстрелом. Однако, то, что было «по ту сторону доклада» позволяет все же сделать некоторые выводы. А именно: театрам надо обратить серьезнейшее внимание на политическое и обществен
ное воспитание своих работников и подготовку смены (среди певцов «искусства для искусстваоказался даже и один из работников театра им. МГСПС!); а ЦД Рабис приложить больше орга
низационного умения в устройстве диспутов и вечеров, имеющих несомненное общественное значение.
М. ИЛЬИН

БИБЛИОГРАФИЯ

«РЕПЕРТУАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ». Главный Комитет по контролю за репертуаром. Список разрешенных и запрещенных к исполнению на сцене произведений. Теакинопечать, 1929 г. Тираж 6.000 экз., стр. 200. Цена 1 р. 80 к.
Выпущенный Теакинопечатью справочник Главреперткома под редакцией Н. Равича — необходимое пособие для работника театра и эстра
ды. Справочник разработан с большой полнотой и охватывает материал за период до первой по
ловины 1928 года. Справочник включает: обще
драматический репертуар, (детскому репертуару посвящен отдельный раздел), затем — оперный и балетный, репертуар оперетты, цыганский репертуар, «список запрещенных к исполнению во
кальных произведений», «Список разрешенных ГРК и обычно на местах запрещавшихся гублитами».
«Данный репертуарный указатель, — заявляет в своем предисловии тов. Равич,—является ито
гом чуть ли не годовой работы Главреперткома по пересмотру и переоценке всех репертуарных

ТЕАТР

НА ДОКЛАДЕ Л. Л. ОБОЛЕНСКОГО В ЦД РАБИС