Квалификационные заседания вызвали большой интерес со стороны общественности. Залы Центрального дома работников искусств, где происходят квалификации, набиты битком. Ежедневно перед глазами экспертной комиссии проходят десятки разговорников.
Требования экспертной комиссии весьма суровы.
За одиннадцать лет мы не имели даже намеков, даже попытки как то осоветизировать эстраду. Она до последнего времени оставалась косной, отсталой и никак не откликалась на за
просы времени. Поэтому требования, предъявляемые лицам, в руках которых должно находить
ся такое мощное и политически-важное орудие, как искусство эстрады, велики и суровы.
В своем подавляющем большинстве, то, что проходит перед глазами квалификационной комиссии, представляет собой довольно безрадостную картину.
Жанры квалифицирующихся разговорников очень однообразны. В основе они делятся на так называемых: «русских лапотников», «рваных»,
«фрачных», «блузных» и «эксцентричных» юмористов.
По своему характеру ни один жанр ни в какой мере не отвечает запросам сегодняшнего дня.
Базирующиеся на грубой акцентировке, нижегородском прононсе «лапотники» походят на пло
хие образцы типичных заграничных подделок «аля-рюсь», махровой развесистой клюквы. Этот жанр сильно преобладает среди всех других. Всевозможные трио и дуэты, поющие свои ку
плеты и частушки под аккомпанимент гармоний и балалаек, даже при наличии достаточно высокого мастерства (например, трио Спиридоновых,
дуэт Гор-дер) искажают лицо сегодняшней эстрады, культивируя никому ненужное в наши дни пейзанство.
«Рваный» жанр это — отрыжка старорежимной издевки над опустившимся и спившимся «с круга» босячком, увеселяющим своим кри
«Лапотники» Рис. А. Шахова
влянием «почтеннейшую» публику, вошедшая в моду на эстраду, еще со времен «Дна» Горь
кого. «Бароны» и «рваные баре», не замечая
своей ненужности и устарелости, продолжают благополучно существовать по сегодняшний день.
Следующая весьма немногочисленная категория «фрачных» юмористов также ни в какой мере не имеет прав на существование. Приторно сладкая смесь «благородных» манер, восприня
тых из «книги хорошего тона», с напыщенной ходульностью, и мармеладно-слащавый репертуар — делают эту категорию юмористов более похожей на выходцев из другого света, чем на советских работников эстрады.
Наряжающиеся в блузы эстрадные юмористы, как правило, стараются довольно немощно под
ражать Смирнову - Сокольскому. Подражание сказывается во всем — начиная от завязывания галстухов и кончая фальшиво-хриплым голосом. Единственно в части репертуарной эта катего
рия остается верной эстрадным традициям, культивируя невероятную пошлость.
Узко-ограниченный круг тем эстрадного репертуара базируется, в первую голову, на тради
ционном треугольнике (муж, жена, любовник) с последующими отсюда алиментами. Здесь убогие потуги безнадежной руганью по адресу Чем
берлена, разрешить проблемы мировой политики, неизбежные «козлы отпущения» эстрады — Мая
ковский и Мейерхольд, совбарышни и автобус. На этом и заканчивается весьма ограниченная тематика эстрадного репертуара.
При наличии настолько отрицательных впечатлений нельзя не признать, что происходящий сейчас — в виде квалификации — общественный суд над эстрадой совершенно необходим. Подход экспертной комиссии следует признать еще в не
достаточной мере строгим. Требования комиссии относятся, главным образом, к мастерству, почти минуя репертуар. Требования экспертизы необ
ходимо усилить в области репертуарной, так как от халтуры и пошлости в рабочих театрах и клу
бах удастся избавиться только тогда, когда будет совершенно закончена всеобщая и генеральная чистка эстрадной пошлости.
Р. БЛЮМЕНАУ

ЛАПОТНИКИ, РВАНЫЕ, ФРАЧНЫЕ, БЛУЗНЫЕ

На квалификации эстрадников-разговорников
«Эксцентрики» Рис. А. Шахова