В этом году Культотдел МГСПС отказался от устройства межсоюзных соревнований в том виде, как они проводились в предыдущих сезонах. Взамен этого были устроены «дискуссионные межсоюзные просмотры».
Первый просмотр посвящен был эстрадным коллективам. Пожалуй, это правильно, поскольку эстрада — самый молодой вид клубной ра
боты. Эти коллективы начали размножаться
только с весны прошлого года. Они шли на смену живой газете, против которой со всех сто
рон выдвигались самые тяжелые обвинения. В сущности клубная эстрада пока что только экс
перимент; еще совершенно неизвестно, что из нее получится. Первый просмотр 21 апреля, на котором выступали шесть эстрадных коллективов разных союзов (коммунальники, металлисты, пищевики, строители, совторгслужащие, тек
стильщики), дали очень безрадостную картину, мало благоприятную для этой формы зрелища. Остается впечатление, что все те пороки, в ко
торых обвинялись живые газеты, здесь повторяются в еще большем масштабе. Наоборот, хорошие стороны газет зачастую отсутствуют.
Основные возражения против «синеблузья» сводились к тому, что клубные коллективы подражают образчикам профессиональных передви
жек, редко составляют свои тексты (на местные темы), пользуются репертуаром из центра. Но как никак, на живогазетных просмотрах всегда попадается несколько (незамысловатых, правда), номеров из местной жизни: какое-нибудь обозрение, написанное кружковцем, свои частушки, свои антрэ. А в эстрадной программе?..
Прежде всего следует отметить значительный уклон в сторону чисто развлекательных номеров. Танцы, акробатика заняли в эстрадных кол
лективах почетное место. Например, коллектив металлистов ухитрился всю программу показа составить из номеров движения, не дав ни одной постановки с текстом. Чечетки — неизбеж
ный номер клубной эстрады. Кое-кто называет даже этот сезон — сезоном «Яблочко», настолько матросский танец стихийно захватил клубные коллективы.
Номеров, освещающих местную жизнь, оказалось угрожающе мало. Коммунальники показа
ли «лапотный дуэт», который оказался просто переделкой очень старого синеблузного диало
га «сознательный и несознательный». Ничего специфически союзного не было также у совторгслужащих и пищевиков. Правда, пищевики ставили водевиль «Веселые пекаря». Но вся производственная и союзная окраска этого номера сводилась к поварским костюмам и к тому, что два «ухажера» называли свою возлюблен
ную то «изюминкой», то «пышечкой», то еще чемто из области хлебопечения.
У совторгслужащих в музыкальной клоунаде не очень свежие анекдоты переплетаются с кусками шумовой музыки (пила, бутылки, ударники). Разговорчики и частушки о бюрократизме, машинистках, милиционерах, конечно, только отписки, не имеющие серьезного значения.
Только два коллектива (строителей и текстильщиков) показали номера, тематически увязанные с жизнью союза. Но эти два коллектива — баловни культотделов, находящиеся по
стоянно в центре внимания. Для них заказы
вается специальная программа авторам-профессионалам и по ним едва ли может равняться эстрада остальных рядовых клубов.
В формальном отношении эстрада также стоит ниже живой газеты. Конечно, спорить нельзя, клубные живые газеты подражали Си
В текущем году в Москву и московскую губернию ожидается прибытие около 200.000 сезонных рабочих. Для обслуживания их куль
турно-бытовых нужд Губполитпросвет наметил ряд мероприятий.
Из конкретных мероприятий, намеченных к проведению и частью уже выполненных Губполитпросветом, нужно отметить: использование
Парка культуры и отдыха (бесплатный вход на территорию Парка для сезонников), организацию живой стенгазеты Губполитпросвета и проведение конференции кружковцев-сезонников. Интересным начинанием следует признать и намечающееся открытие консультации для руковод
ства самодеятельных художественных кружков. Помимо этого, составляются и рекомендательные списки репертуара.
Что же сделано фактически на сегодняшний день? Прежде всего, с МГСПС согласован вопрос о взаимном обмене постановками клубов союза
строителей с крупными клубами других союзов. Закончен договор по которому передвижной те
атр УМЗП покажет сезонникам 60 спектаклей, 40 выступлений проведет для них же Кукольный
театр. Что же касается обслуживания сезонников кино, то здесь мы имеем лишь наметку того ма
териала, которым будут руководствоваться Политпросветорганизации в своей работе.
Так, например, намечено обслуживание кинопередвижками общежитий сезонников в городе и 4 уездах, для чего будет брошено несколько
дополнительных передвижек. Особое внимание будет уделено кино-передвижкам в деревне.
Для более широкого обслуживания сезонников все показы кино-передвижек будут бесплат
ными. Что касается стационарных кино, то в них предположено выделить для сезонников бесплатно три процента всех мест. Кроме того, с Совкино согласовывается вопрос о выпуске специального номера кино-хроники.

КЛУБНАЯ ЭСТРАДА

Сезонники и ГУБПОЛИТПРОСВЕТ

ней Блузе. Но ведь Синяя Блуза сама выросла на образцах клубного зрелища. Через Синюю Блузу в клуб в усовершенствованном виде воз
вращаются приемы, созданные и порожденные в самом же клубе. Наоборот, подражая эстраде, клуб заимствует приемы очень старые, приспособленные к публике пивной.
Такие пороки особенно заметны у коммунальников и пищевиков. Попытки конферансье развязно и плоско шутить (правда, его апломб несколько убавился на межсоюзном просмотре), русотяпская подача «лапотных» частушек, чарль
стон там, где это совсем не нужно, наконец, все пошленькие приемы оперетты — все это мы видели на просмотре. Все это не критически взято и перенесено на клубную сцену.
Только в двух областях эстрадные коллективы двинулись вперед по сравнению с живыми газетами: в области акробатики и чечетки.
Эстрадники в клубах по чем зря крутят сальто, не задумываясь проделывают самые замысловатые фортеля. Они догоняют Мюзик-Холл по от
биванию подошвой всевозможных «яблочек»,
«лям-ца-дрица», показывая большую технику и хорошее мастерство.
Смотр показал, что клубная эстрада на скользком пути. Уйдя от живой газеты, коллективы, вместо углубленного содержания, стали еще более поверхностными, еще дальше отошли от местных тем. Во всяком случае той задачи, ко
торая стоит перед малыми формами: отразить в зрелище местные запросы и интересы — эстрада не выполнила ни в какой мере.
НИКОЛАЙ ЛЬВОВ