Вот в поисках выхода из этого тупика и сочиняются всякие теории и теорийки, призванные дать разрешение кризису. Полагают, что необ
ходим какой-нибудь новый спасительный «изм», которого окажется достаточно, чтобы замаскиро
вать революционное бессилие некоторых театров и некоторых драматургов. Отсюда и экспрессио
низм (снова—«изм») в некоторых постановках МХТ I, отсюда и революционный символизм.
Пытаются шумихой нового формального лозунга или приема прикрыть бесплодие и слабость в деле подлинного и углубленного творческого раскрытия материала, чего требует реалистический метод.
Футуризм сыграл такую же роль, обанкротившись окончательно (распад Лефа). Но теперь покинутое и потрепанное знамя революционного футуризма пытаются поднять под другим лозунгом, лозунгом революционного символизма, кото
рый много опаснее первого. Ибо символизм то уж во всяком случае всегда означал реакцию, граничил с мистикой, а порою целиком в ней сидел, в то время как футуризм был все же явлением до известной—ограниченной, правда, степени (и во времени и по существу)—явлением прогрессивным.
Недавно, как пишут, «претендент» на российский «престол», бывший великий князь Ки
рилл Владимирович разразился декларацией,
где... признает советскую власть, но лишь вносит скромную поправочку—он считает необходимым эту советскую власть «подкрепить» монархом на российском престоле... в лице, конечно, своей собственной персоны.
Так вот—такого рода «советским монархизмом» и является революционный... символизм. Мы—против! «Квадратное... колесо» не по нашей телеге. БОР. ВАКС

Д. ЧИЖЕВСКИЙ

К 20-летию литературной деятельности.
Современная русская драматургия характеризуется социальной насыщенностью. Можно без преувеличения сказать, что в истории русской
драматургии только драматургия Октябрьского периода в большей или меньшой степени отражает всю сумму классовых противоречий, имеющихся не только в нашей стране Советов. По
казательным в этом смысле является литературно-художественная деятельность драматургакоммуниста Дм. Чижевского.
Хотя писать Дм. Чижевский начал в период между двумя революциями (в 1909 г. он напи
сал пьесу «Восставший раб», которая не могла увидеть свет; в 1910 г. пьесу «Жизнь 6 конторщиков», которую ставили в Сормове и Н.-Новгороде), однако, широкой публике он стал изве
стен только после Октябрьской революции, когда на больших и малых сценах необъятной страны заиграли драму «Его величество Трифон».
Популярнейшая пьеса в обновленном репертуаре, благодаря тщательной обработке языка (что выделяет Дм. Чижевского в ряду наших драматургов) и социально-обостренной тематике (классовая борьба в дореволюционной деревне, отраженная через конфликты между отдельными слоями в лице ее представителей, что помешало появлению пьесы при царской цензуре), дала некоторым критикам повод отнести ее автора к именам тех драматургов, которые продолжают традицию Островского. Другим обстоятельством
подтверждающим заслуженный успех «Его величества Трифона», являются четыре печатных издания с тиражем в 125.000 экземпляров, что составляет для пьесы исключительное явление.
В ряд с «Трифоном» должна быть поставлена «Сиволапинская комедия», выдержавшая три печатных издания и до сих пор не сходящая с ре
пертуара советского театра. Если в «Трифоне
Дм. Чижевский заставляет зрителей содрогаться от тех ужасов, которые являются результатом дореволюционных социальных отношений, то в «Сиволапинской» он вместе с зрителем весело смеется над «бывшими людьми».
Не станем задерживаться на маленьких пьесках Дм. Чижевского, отражающих в художе
ственной форме борьбу старого быта с новым («Благополучие», «Молодняк», «Дело о звуке в березовой роще» и др.) и перейдем к «Голгофе( Лобное место»), представляющей большое полот
но из эпохи гражданской войны. Попав на сцену (Московский театр Революции) довольно поздно (в 1927 -28 г.), эта пьеса не получила, того резонанса, на который вправе была рассчитывать.
«Голгофа» характерна, как трагедия нового типа. Это не трагедия «героя» в старом смысле.
Отдал Дм. Чижевский дань и истории, написав пьесу «Александр I — (Федор Кузьмич», впервые поставленную в московском театре б. Корш.
Новая пьеса Дм. Чижевского «Любовь» является опытом драматургической обработки проблемы любви в условиях советского быта. Очень характерно то, что эпиграфом к пьесе автор взял слова Ленина: «Если народ, который победил, куль
турнее народа побежденного, то он навязывает ему свою культуру, а если, наоборот, то бывает так, что побежденный свою культуру навязывает завоевателю. Не вышло ли нечто подобное в столице РСФСР?».
В драматическом оформлении такой темы возможны различные разрешения. «Любовь» раз
работана с уклоном в сторону трагедии. Желая оформить эту же тему в плане комедии, автор привлекает новый материал, в результате чего появляется «Сусанна Борисовна».
Необходимо отметить в заключение, что социальная насыщенность современной русской драматургии обусловливается и тем обстоятельством, что в отличие от дореволюционного дра
матурга, советский драматург — драматург-общественник. Фигура Чижевского в этом смысле показательна (Главполитпросвет, «Безбожник»,
«Кузница», Союз Револ. Драматургов, МОДПиК и др. организации, в которых он принимал активное участие). ИС. КЛЕЙНЕР