КАК РАБОТАЮТ ТЕАПЕРЕДВИЖКИ

СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР

Комедия Газенклевера «Браки заключаются в небесах» лишена социальной подоплеки, но все же представляет для нашего зрителя извест
ный интерес. В пьесе высмеиваются мещанские «страсти» и есть доля антирелигиозной пропаганды.
Ставить «Браки заключаются в небесах» в приемах благодушной комедии—нельзя. В пьесе преобладает элемент пародийности и есть це
лый ряд острых гротесковых моментов. «Современный Передвижной театр» под руководством А. А. Вериной, несмотря на квалифицированную режиссуру (артист театра Революции Зу
бов), этого содержания выявить не сумел. Особенно скучно смотрятся сцены на земле. Не при
дав им оттенка пародийности, режиссер их этим обесцветил и лишил всякой занимательности.
Исполнение ролей очень среднее. На голову выше других артист Зубов в роли господа Саваофа. В целом спектакль «Современного Пере
движного театра» ничего не дает широкому клубному зрителю. Антирелигиозен он не будет, потому что не убедителен.
АЛЕКСАНДР ГЛАДКОВ

ТЕАТР „БЕЗБОЖНИК“

При центральном совете Безбожника существует театральный коллектив под руководством С. О. Браиловского. Задача коллектива обслуживать клубы антирелигиозными спектаклями.
В настоящее время, когда церковная, особенно сектантская, пропаганда не брезгует никакими средствами, чтобы привлечь на «лоно церк
ви» возможно большие массы, антирелигиозные зрелища приобретают исключительно актуальное значение. Вот почему нужно внимательно разо
браться в «делах и днях» зрелищного коллектива, работа которого согласована с центральным советом Безбожника.
За этот первый сезон своего существования коллектив сделал три постановки, из которых одна «Акулина Петрова» теперь после 10 спек
таклей снята, как недостаточно идеологически выдержанная.
Из двух других постановок большим успехом пользуется ставившаяся театром бывш. Корша французская комедия «Ремесло господи
на кюрэ». Этот послевоенный фарс разыгрывается коллективом лихо, но старомодно. Если бы не современный «французский», «траншейный» жаргон самого господина кюрэ, щедро пе
ресыпающего свою речь словечками, вроде катись», «даешь», «маком», и т. п., спектакль ни
чем бы, пожалуй, не отличатся от старых, скверной памяти, фарсов. Пикантные положения (целомудренный кюрэ и проститутка, одураченный
богатый муж), танцы с задираниями юбок, все как бывало в позабытых теперь фарсах.
Более отвечает задачам разбираемого театра третья пьеса «Симеонов ковчег», написанная Морозовым но заказу центрального совета Без
божника. Некий поп Семен получает обманным путем разрешение построить новую церковь, которую он называет ковчегом. Комсомолец Чай
кин, председатель местной ячейки Безбожника,
разоблачает махинации попа. В дальнейшем поп и окружающая его темная компания попадаются на поджоге церкви и арестовываются. Автор, а
еще более постановщик, боясь, очевидно, скуки от серьезности, перегрузили спектакль комическими персонажами.
Весь спектакль поэтому, несмотря на довольно реальную и жизненную тематику, получился слишком легкий, анекдотичный и мало правдоподобный.
Центральному совету Безбожника нужно обеспечить коллектив необходимым репертуаром, обращаясь за содействием к квалифицированным литературным силам, устраивая конкурсы и прочее. Пока же, надо признаться, достижения зрелищной антирелигиозной пропаганды, проводимой описанным театром Безбожника, еще недостаточны.
МИХ. КОРОЛЬКОВ КОЛЛЕКТИВ М. ГРОМОВОЙ
Передвижной театральный коллектив, работающий под общим руководством М. Громовой, существует с 1920 года. В прошлом коллектив,
вел себя довольно халтурно, давая чуть ли не еженедельно новые постановки.
В этом году, желая уточнить свое художественное лицо и сделать свои спектакли более близкими к клубному зрителю, коллектив пы
тается перестроить свою работу по-новому. Для этого он углубляет проработку постановок и выбирает современный, созвучный текущему моменту репертуар.
Для первой постановки в этом новом плане взята пьеса Тригера «Подводная лодка № 12».
Краткое содержание пьесы таково: из Константинополя приезжает белогвардеец Александр Оленин для шпионажа о нашем военно-морском флоте. В Одессе он останавливается у своего брата Игоря—командира подводной лодки № 12. Соучастник белогвардейца успевает подложить
в подводную лодку адскую машину, после чего
оба бегут за границу. Штаб красного флота узнает случайно об адской машине, но найти
адскую машину на лодке не удается, и она взрывается. Лодка погружается на дно. Благодаря экстренно принятым мерам, лодку подымают на поверхность и спасают оставшуюся часть экипажа, в том числе и командира Оленина.
Пьеса имеет ряд недостатков.
Для зрителя непонятно, когда и каким образам удается подложить адскую машину.
В 7-й картине совсем ненужен циничный рассказ матроса о своих успехах по части женского пола.
Фальшива и последняя картина награждения И. Оленина орденом Красного Знамени тотчас после спасения экипажа.
Постановщик Н. Ф. Аксагарский правильно насытил спектакль постановочными и обстановочными эффектами. Джаз-банд и танцы в кон
стантинопольском кабачке, песни военморов, шумы, иллюстрирующие работу подводной лод
ки, вода, просачивающаяся внутрь лодки, — все это было занимательно и правдоподобно показано. Внешнее оформление постановки—громоздко для передвижных клубных спектаклей, но хорошо сделано И. И. Комзолкиным.
Исполнение актеров страдало одним недостатком. Актеры поняли пьесу, как борьбу. Для этого же в пьесе не было материала.
Коллектив не имеет собственной базы и проводит свою репетиционную работу в центральном клубе коммунальников.
ИВ. АСТРОВ