НА первомайской демонстрации

Соседство пасхи с праздником 1-го мая несомненно отразилось на характере первомайской демонстрации. Антирелигиозные темы преобладали—во всяком случае в выступлениях зрелищного характера, карнавальных и эстрадных.
Правда, антирелигиозность в большинстве этих выступлений была чересчур уже примитивна:
частушки, с обычными неглубокими шутками, а главное... попы, попы, всех типов, вер и покроев, реявшие над демонстрацией, служащие молебны, произносящие проповеди, а иногда демонстративно потягивающие из бутылочки. Клуб ΒΟΗX «служит» с автомобиля целый акафист. На авто
мобиле ВЦСПС устроена церковь с куполом, колоколами. По Тверской в одной из колонн про
ходит толпище попов, в высоких картонных размокающих под дождем шапках, с комической обедней. Такая же обедня на площади Дзержинского.
В колонне швейников, кроме попов в ризах с крестами, фигурирует также чорт, с рогами и с хвостом. Почему-то этот чорт... раздает прохожим жетоны ОДН. У Красных ворот на грузовике транспортников поп одет и загримирован так здорово, что не отличишь от настоящего по
па. Командированная в этот район по учету демонстрации студентка АКВ недоумевает по этому поводу. Антирелигиозные лозунги, кото
рыми обвешан по бокам грузовик, не привлекают внимания, написаны мелким шрифтом, на отдельных кусках материи. Поп благословляет кре
стом мимо идущие колонны. Дьякон машет кадилом. Все это производит впечатление, что они прямо приехали из церкви сопровождать демонстрацию. При чем здесь антирелигиозная пропаганда?
Эстрадные выступления на автомобиле во время демонстрации не были в достаточной мере развернуты. Наиболее заметен высокий автомобиль ЦУГЦ’а, на верхней площадке которого прохо
дили выступления акробатов, упражнения на турнике, все это под непрерывный конферанс рыжего. По кольцу «А» катает автомобиль строителей с выступлениями балагана и кружка эстрадников. Тематически все эти выступления никак не связаны с 1 мая. Зрелищ с боевыми лозунгами первого мая не отмечено вовсе. Зато Петровский трампарк устраивает на площади Но
гина пляски в древне-русских костюмах. Как это связывалось с 1 мая—совершенно неясно.
Значительно ярче были отражены злободневные лозунги—в плакатах, каррикатурах и авто
мобильных группах. Среди каррикатур первое
место занимал Л. Д. Троцкий, лизавший пятки капиталиста, чистивший ему сапоги, загребавший мешки с золотом и т. п.
В колоннах демонстрантов в моменты остановок процветала пляска под оркестр, под гармонь, иногда просто под собственное пение и удары в ладоши. Плясали все что угодно: русскую, цыганочку, Шамиля. Игры почти отсутствовали, и в этом сказалось отсутствие организаторов.
Вообще следовало бы всерьез поставить на очередь вопрос о прикреплении к колоннам специальных организаторов-массовиков, которые ру
ководили бы колонной. Имевшие место в этом году опыты подобного рода дали несомненно
благоприятные результаты. В колонне союза связи (работников телефонной сети) организато
рами были курсанты-массовики с курсов при Областном управлении союза связи. Здесь был
подготовлен специальный шумовой оркестр, участникам раздавались листки с частушками,
стоянки заполнялись круговыми играми с мячом и без мяча, проводились фигурные маршировки, салютования встречных колонн и т. д. В резуль
тате проход колонн был очень оживленным. Как передает одна из организаторов колонны, студентка АКВ, Фелько — «настроение колонны было боевое, все были настолько увлечены демонстрацией, что даже на обратном пути не могли наговориться о происходившем. Создан был настолько сильный подъем, что выступления, вначале проводившиеся под руководством организа
торов, были потом перед Красной площадью проведены непосредственно самой массой. Нужно чаще практиковать подобные выступления, обязательно снабжать колонны специальными организаторами».
К этому мнению вполне можно присоединиться. н. л.

АНТИПАСХАЛЬНЫЙ карнавал

Ночь под пасху во всех районах Москвы ознаменовалась рядом антирелигиозных зрелищных выступлений.
Религиозный центр Москвы—храм Христа Спасителя. К сожалению, антирелигиозная зре
лищная работа прошла здесь не вполне удачно. Кино-передвижка долго не могла наладить свою работу. Громкоговоритель и несколько скромных эстрадных выступлений,—вот и все, что было сделано на площади, наполненной множеством религиозной и полурелигиозной публики.
Карнавал появился с большим запозданием — в половине первого, то-есть после окончания заутрени. И вообще этот карнавал не был достаточно удачен. Он прошел слишком быстро. Недостаточная яркость, неудачный репертуар, не
достаток пения, музыки и пляски отразились на его успехе. Неудачен был и маршрут карнавала:
Зарисовка Б. Земенкова
На демонстрации