ВНИМАНИЕ ПРОВИНЦИИ!

НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ У 3 П
Ha-днях закончило работу созванное Главискусством и Центропосредрабисом Всероссийское совещание УЗП.
С отчетным докладом о работе Главискусства выступил Р. А. Пельше.
Тов. Пельше отмечает, что мы не выполнили еще постановления теасовещания о создании спе
циального фонда для улучшения репертуара, организации гастролей лучших центральных постановок в провинцию. Недостаточен сдвиг в сто
рону рабочего зрителя. Немало виноваты в этом и профсоюзы, не сумевшие развить работу по по
купке целевых спектаклей. Несмотря, однако, на все это, хозяйственное положение театров все же улучшается. Но линии поддержки самодеятельного театра сделано сравнительно мало. Недоста
точно внимания обращается на трамы, количество которых возросло уже до 60. Еще хуже обстоит дело с деревенским и национальными театрами. Здесь работа едва лишь начата. Зато в отноше
нии театральной общественности достигнуты большие успехи. Художественные советы, например, работают всюду в общем и целом удовле
творительно. Что касается драматургии, то она достигла достаточных успехов. По крайней мере, говорить о кризисе репертуара сейчас не прихо
дится.
В прениях выступало около 15 ораторов. Указывалось, что в докладе тов. Пельше мало говорилось о вопросах музыкальной жизни, в то время как эти вопросы на театре сейчас самые трудные. Лозунг «советская опера на советскую сцену» ждет еще своего осуществления. При этом
указывались даже пути организации этого дела (синдицирование). В провинции сложилось мне
ние, что Главискусство вообще не существует. С репертуаром неблагополучно даже и в Москве. Деревенская работа в полном застое. Никакого влияния нa нее со стороны Главискусства не чувствуется. Политика Главискусства для мест со
вершенно неприемлема. Серьезный вопрос о театральной пятилетке поднял тов. Гольдман. Не менее важный вопрос поднял тов. Е. А. Бе
ляев, снова и снова подчеркивающий безотрадное состояние театральных кадров. Много говорилось о создании областных и окружных УЗИ, при чем об опасных тенденциях на местах к ликвидации УЗП, как «ненужных» органов, рассказала тов. Ванеева.
Следующий докладчик, заведующий Центропосредрабисом тов. М. И. Имас, начал с заявле
ния, что специфичность актерской биржи труда и присущие ей одной особенности создают боль
шие трудности в работе. При отсутствии единого хозяйственного органа, каким должно было бы, но еще не успело стать Главискусство, ЦПР фак
тически пришлось взять эти функции на себя. Количество безработных за истекший сезон увеличилось до 23.642 человек, это объясняется уве
личением охвата, с одной стороны, и обязательной регистрацией членов союза на бирже труда— с другой. Неуклонно растет количество посылок на работу. Всесоюзная экспертиза безработных имеет целью также в значительной мере помочь изжитию безработицы путем поднятия квалифи
кации членов союза. В дальнейшей части своего обстоятельного доклада тов. Имас коснулся со
стояния театральной провинции, которая, по его мнению, значительно окрепла, что позволило по инициативе самого ЦПР пролонгировать (продол
жать) сезон. Подробно остановился тов. Имас также на вопросах комплектования и переброски готовых составов,—мероприятии, успешно практикуемом ЦПР.
Прения по докладу тов. Имаса развернулись не менее широко, чем но докладу Главискусства. Ораторы указывали на существующий при набо
ре трупп произвол режиссеров, берущих прежде всего в труппу своих жен, своячениц и т. д. и создающих своего рода режиссерскую «гармонь»,
дорого стоящую местным УЗП. Неменьшим злом является отсутствие на местах квалифицирован
ных работников. Центропосредрабис вообще не пользуется авторитетом в глазах хозяйственных организаций. На местах все шире начинает прак
тиковаться ненужное «выдвиженчество», резуль
татом чего является необычайный рост количества очередных и других режиссеров. «Принуди
тельный ассортимент» все еще имеет место. О нем говорили многие из выступавших. Хуже всем, однако, что кое-где сами местные посредрабисы занимаются кумовством, угрожая при этом даже репрессиями. Систему переброски готовых составов большинство ораторов приветствовало и признавало ее вернейшим средством в борьбе с безработицей.
В конце совещания с большим сообщением о перспективах Главискусства выступил А. И. Свидерский. Указав, что готовящаяся Наркомпросом
декларация по вопросам искусства должна стать декларацией и для Главискусства, тов. Свидерский перешел к характеристике тех установок, которые необходимо иметь перед собой до опубликования этой декларации. Сообщив о намечающейся реорганизации Главискусства в Главный
комитет, тов. Свидерский считает, что необходимо теснее связаться с рабоче-крестьянской общественностью. Точно также должно в большей, чем
до сих пор, мере считаться с мнением рабочего зрителя, выражаемым на различных собраниях, а также с мнением печати. Вопрос о связи с ме
стами приобретает особую актуальность. Если раньше Главискусство, всячески отмежевывалось
от взятия в свои руки руководства местами, то теперь эту связь с местами Главискусство счи
тает абсолютно необходимым. При этом меньше
всего оно рассчитывает бюрократически управлять. Здесь политика должна быть иная, рассчитанная на полную автономию мест. Наконец, важ
нейшим моментом в работе является привлечение масс к искусству и всяческое развитие самодеятельного искусства. Чем скорее мы будем пополнять производственные кадры из рабочих и кре
стьянских масс, тем скорее стоящие перед нами задачи получат свое разрешение.
В принятой по докладу Главискусства резолюции совещание отмечает необходимость повсеместной организации УЗП, переработки положе
ний о них, разработку точной организационной структуры руководства ими, подготовку кадров театрально-зрелищных работников, борьбу с выдвижением случайных работников и т. д.
Внимание УЗП необходимо переключить с города на деревню. Для этого Главискусству не
обходимо разработать директивы. Количество театральных журналов далеко недостаточно, особенно отражающих теа-работу провинции. Необходимо поэтому издание специального журна
ла, освещающего эту работу. Совещание просит
Главискусство пересмотреть основы авторского права в сторону уменьшения тягот для художественно-зрелищных предприятий провинции.
По докладу тов. Имаса совещание считает, что в неблагоприятных условиях работы Центропосредрабис в основном взял правильный курс на усиление регулирования театрально-зрелищного рынка и снабжения предприятий квалифицированной рабочей силой. М. БРОЙДЕ