ВНИМАНИЕ СМЕНЕ!

Молодежь, как уже неоднократно отмечалось в прессе и на диспутах, — надежда строющегося театра страны Советов.
Не даром в период военного коммунизма единственный тогда передовой театральный журнал «Вестник Театра» заявлял: «мы подошли к стене и путь старого театра у этой стены кончился. Искусства самоцели нет отныне! В руках проле
тариата искусство — орудие, средство и продукт производства» (№ 82).
С момента боевых деклараций «Вестника Театра» прошел сравнительно небольшой, но знаменательный промежуток времени. К сегодняшнему дню многие уже успели отказаться, кто в тео
рии, а кто и на практике от того, что казалось еще так недавно исторически неизбежным. Правда, небольшое меньшинство еще продолжает развивать сообразно диалектике времени непосредственно врученное революцией. Но как ни стран
но вокруг именно этого меньшинства, груп
пируется сейчас большинство производственной и пишущей молодежи. В остальных рядах, в ря
дах — «отцов», к которым примкнули и некоторые крупные деятели, еще недавно выступавшие в боевом авангарде, происходят знаменательные перегруппировки. К ним же примыкают многие театралы с обывательским мировоззрением, к ним же все плотнее присоединяются мещане — гурма
ны, мечтающие о чисто внешней помпезности и блеске.
О чем же все это свидетельствует? Прежде всего о возникновении некоего кризиса в самой среде той ударной группы «левого» фронта, ко
торой было доверено жизнью начертать огненные письмена пролетарско-классового театрального искусства. С другой стороны, о наличии в нашей общественности множества ценителей дилетантов, претендующих на авторитетное, порой безапелляционное вмешательство в художественное строи
тельство. Вот это и является одной из основных, непосредственно сказывающихся причин, предопределяющих существующее положение на театре.
С беглого взгляда может показаться, что единственный выход из сложившихся условий это—
безоговорочная ставка на передовую, созревшую театральную молодежь. Тем не менее делать сейчас такой вывод еще преждевременно и даже рискованно.
Конечно, в последнем счете театральное строительство пойдет, да оно фактически частично уже идет по руслу, образуемому, главным обра
зом, силами молодежи, вышедшей из революции. Но в то же время не следует смотреть на это движение сквозь розовые очки.
Именно сейчас судьбы нашей молодежи должны особенно беспокоить нашу общественность и всех тех, кому дорого будущее нашего театра, кто призван жизнью органически блюсти его интересы.
В силу отсутствия в художественно-руководящих органах достаточно четкого мнения пб этому вопросу, в силу ненормально раскаленной вследствии этого театральной атмосферы, в силу, наконец, произвольных выпадов или несколько поверхностных декларативных выступлений отдельных крупных теадеятелей, молодежь, взволнован
но относящаяся ко всему окружающему и сама еще мало подкованная, — разумеется является в первую голову страдающим элементом, больше всех запутывается в клубке существующих театральных противоречий.
Не трудно после этого согласиться с тем, что молодежь, единственная надежда будущего, в то же время еще не является силой, движущей настоящее. Но одновременно нельзя и не согласиться, что в этом больше всего подрезает ее воз
можности именно существующая теа-атмосфера. Положение для театральной смены явно мучительное. А ведь, в наше время роль смены особенно ответственна.
Выводы? Они напрашиваются сами собой:
Больше внимания растущей смене! Осуществление на деле передачи «отцами» накопленного опыта! Все силы на ускорение культурного вооружения молодежи! Шире дорогу моло
дым здоровым рядам, за которыми строительство советского театра!
В.А. ПАВЛОВ