„ЦЫГАНЩИНА

Поэзия и песня цыган оказала значительное влияние на русское звукотворчество XIX века. Уже в поэзии Пушкина звучат цыганские моти
вы, далее у А. Григорьева, Фета, Апухтина и др., в наше время у Блока, Есенина, Инбер и др.
В городском быту дворянства и буржуазии цыганское искусство обречено было ресторану, его угарному разгулу; отсюда начинается разложение цыганской песни. Ей подражают малограмот
ные авторы, деформируют ее и в итоге махровым цветком расцветает «цыганщина». В псевдо-цыганских песнях причудливо переплетаются остатки цыганских напевов, «жалостного» и «жестоко
го» мещанского романса, обрывки салонной и итальянской мелодии и русской песни, при чем число различных мелодических оборотов крайне незначительно.
И в нашем современном музыкальном быту «цыганщина» живет полной жизнью, а подлинная цыганская песня, совсем было исчезнувшая, на
чинает робко возрождаться к хоркружке союза, цыган, соорганизовавшимся под руководством неутомимого музыканта-этнографа Кручинина.
«Цыганщина» создала громадный кадр «служителей» этого «искусства». Это, прежде всего, «композиторы», издающие романсы, главным образом, на свои средства, ибо это доходная статья.
Затем исполнительницы «цыганских романсов»,
баснословные заработки которых не снились ни одной прославленной оперной или камерной певице.
Концерты псевдо-цыганских романсов обеспечены сбором. Такие концерты устраивались даже месткомом Большого театра, при чем исполни
телями этой макулатуры были артисты государственной оперы; такие концерты не раз предла
гались профсоюзной аудитории в Доме Союзов, они проникают и в рабочие клубы. Словом, «цы
ганщина» — повсеместное бытовое явление, спрос на нее громадный и стало быть отмахнуться от этой, якобы, «немузыки», не замечать ее нельзя.
Старая цыганская песня, полная глубокой меланхолии и экстаза, полная горячей страсти связана с цыганским кочевым бытом.
Цыгане поют о любви, здоровой, молодой, кипучей, но они ноют и о «щах», «валенках», о «ве
драх», о красной рубахе и сапогах, о поездке на ярмарку, с нежной любовью ноют о лошадях.
А вот цитаты-обрывки из «цыганских» романсов, поющихся у нас (записал их на одном лишь концерте): «тебя я больше не люблю», «меня ты
вовсе не любила», «уснула страсть», «в сердце нет больше любви», «порывы озлобления», «я перенес все муки ада», «день и ночь кружится голова», «мне осталась лишь одна тоска», далее о «забве
нии», о «прошедшем навсегда», о «том, что не вернется» и т. п. Это все свидетели упадочных, дряблых, немощных чувств.
С текстами-жалобами на бессилие и тоску вполне гармонирует и музыка, дешево-надрывная, тоскливая, тягуче-апатичная (лишь кое-где про
рывается остаток былой цыганской горячности). Исполнение этих песен нездорово-гнусавое, с шутками рыдания в голосе, с коверканьем языка (якобы, под произношение цыган)
И тем не менее эти псевдоцыганские песни вошли в быт даже квалифицированной интелли
генции (нередко певцы и музыканты сознаются, что им кое-что нравится), не говоря о массе городских сдужащих и даже рабочих; их поют, их охотно слушают.
ГОС. АК. МАЛЫЙ ТЕАТР
ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ Яровой — ОЛЬХОВСКИЙ
Стало-быть есть же «что-то» и в «цыганщине». Это «что-то» вероятно, то, что потеряла наша «высокая музыка», что создало отрыв масс от современной художественной музыки. Прежде всего — это наличие эмоционализма (простые, понят
ные, хотя обычно и упадочные чувства), далее это легко запоминающийся песенный склад (из мотивов, излюбленных, ходовых, легко интонируе
мых), это простая не перегруженная «ученымидеталями музыкальная фактура, наконец, это до
ступность исполнению не профессионалов (без
разучивания), словом, элементы, свойственные бытовой, массовой песне.
Конечно, бороться с упадочной псевдо-цыганщиной нужно осторожно, целесообразно, но не запрещая ее, не извергая словесные громы («любитель» ответит, что вы, мол, судите, как «серьез
ный» музыкант, а он де любит легкую музыку), а, прежде всего, путем поднятия качества этого жанра.
Главлит, ставя визу на печатание романса, должен либо выправлять, либо отмечать для. исправления все грубые ошибки в музыкальной орфографии, особенно в гармонизации мелодий. До сих пор в любом «издании автора» мы найдем массу фальшиво-гармонических построений, что отравляет вкус и вносит музыкальную безграмотность в кадры любителей.
Далее (быть может, предложение покажете странным) умелым музыкантам следовало бы взяться за арранжировку или сочинение роман
сов «цыганского» типа, внося в них подлинно
цыганский песенный стиль, не порывая, однако пока с вкоренившимися и нравящимися трафа ретами.
«Цыганщину» нужно изживать медленно, настойчиво, осторожно, заменяя ее постепенно тем что ответит запросам музыкального быта люби
телей, но даст им здоровую и доброкачественнуюэстетическую продукцию.
СЕРГЕЙ БУГОСЛАВСКИЙ