ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ

(В порядке дискуссии)
Театр для детей специфичен по своей сущности. Преломления в психологии художественного восприятия своеобразны и каждая возрастная группа имеет свои особенности. Отражение этом психики ярко выявляется в поступательных отавах детского творчества.
Вся полоса жизни до 7 лет протекает в сфере радостного творчества; затем (ребенок как бы
просыпается от поры очарования и чувствует себя художественно нищим; его творчество подавлено» (Корнилов). Он пытается распознать окру
жающую его действительность и определить свои возможности.
К 11—12 годам, к началу периода полового созревания, начинаются поиски применения воз
можностей. Подросток ищет свое место не в играх, а в самой жизни, формируется его созна
ние, определяется критическая мысль. Здесь, когда возникает ряд противоречий, театр должен притти на помощь. Здесь его задача — правильная организация мысли и творчества личности подростка.
Какой же театр нужен зрителю от 7 до 12 лет и нужен ли он ему вообще? Нужен, — если он является помощником в распознавании действи
тельности и идет навстречу выявлению его потенциальных наклонностей.
Всякое новое знание, представление должно правильно располагаться в запасе имеющихся;
осторожность в выборе материала, одно из основных условий в театре для детей.
Следует ли из сказанного, что театр для первоступенца должен ограничить себя формой действенных представлений?
Все виды действенного театра (массовые игры, импровизация и т. д.) целесообразны, но посколь
ку «творчество подавлено», театр-зрелище приобретает значение двигателя творческой инициативы, — напрашивается комбинированный метод.
Процентное соотношение приемов действенного и зрелищного театра находится в зависимости от многих причин, одной из которых является учет социально-бытовой среды того зрителя, ставку на которого делает театр. От характера группировок видоизменяется и норма восприятия.
На следующем этапе, где зритель переходит от ознакомления с жизнью к стремлению участвовать в ней непосредственно — театр начинает углублять свое содержание. Он должен отражать реальную жизнь.
Элементы действенного театра должны вести к вовлечению подростка в общественность, через которую он вырастает в личность, приспособленную к условиям строительства. Театр нецелесо
образен, если его приемы не пробуждают утилитарной творческой инициативы.
Итак, здесь комбинированный метод усложняется: если психика, формируется на выяснении тех или иных проблем, содержание спектакля углубляется в сторону психологического анализа.
Действенный — призывает к выявлению мысли, зрелищный — пробуждает творческую инициативу, психологический — направляет психику по определенному руслу.
В целом, театр, как организатор среды, личности, театр, как средство вовлечения зрителя к общественность, помощник в деле школьного вос
питания и двигатель творческой инициативы,— являясь общественной функцией, должен быть тесно увязан со всеми остальными дисциплинами социального воспитания.
О. РУДАКОВА
БЕРЛИНСКИЙ ТЕАТР РЕВЮ
„РАБОЧИЙ МОМЕНТ