«Правая опасность, — заявляет «Правда, — совершенно реальная опасность искривления нашей
партийной линии в искусстве, проявляющаяся в совершенно конкретных правых ошибках».
В заключение газета призывает «и другие органы нашей периодической печати — газеты и журналы — поддержать почин «Правды» и предоставить свои страницы для более широкого раз
вертывания дискуссий по вопросам социалистической реконструкции нашего искусства».
Приглашение, которое «Новый Зритель» с большой готовностью принимает. Здесь же намечена и программа этой дискуссии.
«По основному вопросу — улучшения идеологической выдержанности художественной продукции, мы считали бы желательной в первую очередь разработку следующих моментов:
Как, какими организационными путями обеспечить в искусстве участие широких рабочих масс, как организованного потребителя, творца и руководителя.
Как поддерживать, охранять и направлять процесс рождения новой формы для нового содержания.
Как практически разрешить общую проблему профессионала в искусстве: формы сотрудниче
ства художника с нашими общественными организациями, создание новых художественных кадров и т. п.
Как распределять средства (центральные, профсоюзные, местные) с таким расчетом, чтобы наиболее массовые формы искусства получили максимальную поддержку.
Мы думаем, что обсуждение вопросов искусства, хотя бы в пределах намеченного минимума, весьма существенно поможет оформить обществен
ное мнение широких партийных кругов, что в свою очередь обеспечит соответствующую мобилизацию сил на этом важнейшем участке культурного фронта».
Появление этой статьи мы считаем важнейшим событием сезона на фронте теакритики. Это, не
сомненно, — момент переломный. На помощь на
шим сравнительно слабеньким силам, борящимся с правой опасностью, выступает тяжелая артил
лерия. От ее дальнобойных снарядов кое-кому не поздоровится. А наше депо поддержать эту артиллерию, наступление левого фланга, своим пулеметным огнем. СО СЛЕДУЮЩЕГО НОМЕРА МЫ ОТКРЫВАЕМ ДИСКУССИЮ ПО НАМЕЧЕН НОЙ «ПРАВДОЙ» ПРОГРАММЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ В ПРОВИНЦИИ

Исключительное внимание наше к жизни художественных советов понятно: мы стремимся театр приблизить к жизни и ее потребностям. Ма
териалы, какими мы располагаем, говорят о том, что художественные советы в Москве пока очень медленно завоевывают в театрах свое право гра
жданства, зарабатывают «право на гегемонию»; но надо оказать, судя по положениям в отдельных театрах — им. МГСПС, Революции, МХТ II, что значение советов, их влияние на жизнь теа
тра растет органически. Худ. советы завоевывают театр делом — работой и авторитетом своим.
Тот же, в известной степени, процесс наблюдаем мы в провинции. Надо даже сказать, что в иных случаях провинция идет впереди Москвы. Там дело завоевания театра, конечно, менее слож
но. Здесь мы ведем наступление на замшелые
камни столетних крепостей, там всякий сезон — дело новое, и, следовательно, более подвижное гибкое, бойкое. И, поэтому художественные советы в провинции имеют возможность и время рас
ширять свою работу. Это расширение работы идет по двум направлениям — на внешнее развитие деятельности советов и на расширение советами внутренней своей работы.
Развитие работы во вне выражается в попытках крепче держать связь с рабочей массой, с низовыми организациями, оказывать на них куль
турное воздействие и сплачивать их вокруг дела театра.
Имеются художественные советы, стремящиеся, путем созыва зрительских конференций, во
влекать массы в свою работу и привлекать их к театру.
«Красное Запорожье» (от 16/XII) сообщает о том, что художественный совет в театре им. Ленина созывает на 27 декабря конференцию зри
телей, при чем совет выступает в данном случае в чрезвычайно активной, и достойной подражания, роли:
«В целях лучшей подготовки (конференции) членам худ. совета поручено на закрытых спектаклях и в клубах, а также на крупных предприятиях, выступить с соответствующей информацией».
Театр в провинции, и совершенно правильно, рассматривает художественный совет, как мост.
ведущий к контакту с самой зрительской массой, то-есть не как самоцель только, а как средство к решению более значительной и важной зада
чи — создания непосредственного общения между театром и его зрителем. С этой точки зрения очень интересно письмо директора оперного театра в Уфе, печатаемое в газете «Красная Башкирия»:
«Беря установку на широкую общественность, дирекция театра считает необходимым привлечь к активной работе в театре САМОГО ЗРИТЕЛЯ. Широкий художественный совет, обмен мнений путем анкет, отдельные ДИС ПУТЫ, намечены и будут проведены в жизнь».

„Норд-Ост“ „Танец?!?“ Обзор печати

Шарж Н. Обручевой