ПРОВЕРЯЕМ РАБОТУ ХУДСОВЕТОВ
ПРОВЕРЯЕМ РАБОТУ ХУДСОВЕТОВ
ДОЛГОЖДАННОЕ ЗАСЕДАНИЕ В худсовете ГОТОБ I
рая половила. Но во всяком случае к его концу положение, конечно, из
менится. Будет поставлен «Овод», «почти готовы» «Мастера пения», «очень возможно», что будет показан еще один новый балет.
Далее докладчик коснулся вопроса о функциях художественного со
вета. Совету необходимо заняться деловой критикой работы театра. О том, как это сделать, если совет собирается раз в год, докладчик не го
ворил. Но «театр намерен привлечь членов совета к практической рабо
те... Это произойдет «в будущем» и... путем «записи ими своих впечатлений и замечаний о спектакле».
Глубочайший и серьезный интерес к работе театра проявили члены ху
дожественного совета. Сотни вопросов были заданы докладчику. С еще большей силой это проявилось в прениях.
Записалось сразу человек сорок. Успели высказаться десятка полтора, — решительно критиковавших ра
боту театра. Продолжение заседания — в субботу, 5 января. Хочется ве
рить, что этот срок будет реальным. В прениях выяснилось, что ведом
ственные споры мешают работе. ЦК Рабис и культотдел ВЦСПС ссорятся с Наркомпросом из-за вопроса о функциях, методах работы, и составе художественного совета. Но пока спорные вопросы не разрешены и худ. совет сидит между двумя стульями.
Недостатки работы театра огромны: художественный совет не привлечен к активной работе. Его подменивают комиссией по реорганизации. Вокруг театра не сгруппирована обществен
ность. Важнейшие вопросы решаются без художественного совета. Отсут
ствуют также какие либо тезисы и планы работы совета. Театр совершенно не использует богатейшего за
падного репертуара. В театре почти не ведется работа с молодняком. Ничего не предпринимается для идеологического и политического воспитания актера. Новые музыкальные силы почти не используются. Нет точ
ных выводов по вопросу о полной ликвидации головановщины. Советизация репертуара подвигается черепашьим шагом и т. д.
Конечно, надо признать, что реорганизация такого огромного пред
приятия как Большой театр, — дело далеко не легкое, и часть недостатков его работы следует рассматривать, как «болезни роста», но в этих недостатках следует искать и субъективные причины — медлительность реорганизации.
На следующее заседание художественного совета будут приглашены все работники театра. Нужно на
деяться, что совместными усилиями дирекции, худ. совета, кадра работников театра и советской общественности — удастся изжить все недостатки и поставить театр на правильный путь. В.
В сезоне 1929—30 гг. театр поставит ряд новых опер. Названия сып
лются, как из рога изобилия. Тут и «Улялаевщина» по Сельвинскому, и «Загмук» по Глебову, и «Мать» по Горькому и новый балет «Футбо
лист» и многое другое. Докладчик, повидимому, сам пугается обилия предполагаемых постановок и торопливо замечает, что это будет выполнено во второй половине сезона. В текущем же сезоне пока еще почти ничего не сделано. Да и действительно. Ведь только начинается вто
Этой встречи они ждали 12 месяцев. 12 месяцев представители советской общественности — члены хужественного совета театра — ждали, пока дирекция ГОТОБ’а найдет возможным их созвать. И, наконец, свершилось: в строгом Бетховенском залe художественный совет внимательно слушал доклад директора о грандиозных планах на будущее.
В текущем сезоне намеченный в в прошлом году план выполнить, конечно, не удалось и, как всегда, «по независящим от театра причинам».
„КЛОП“
В худсовете театра им. Вс. Мейерхольда
робкого десятка), чтобы согнать «шептунов» в небольшую комнату за кулисами и заставить их все-таки организованно обсудить пьесу.
Основным участником обсуждения был опять-таки сам автор. При всей, в значительной степени, бесспорно
сти того, что он говорил о пьесе (не касаясь неизбежных и порой ненужных выпадов в сторону) — нельзя преувеличивать значение его выступлений. Ибо совершенно правильно заметил тов. Литовский, что техниче
ски невозможно каждый будущий
спектакль «Клопа» сопровождать вступительным и заключительным словами автора.
Говорили и другие. Очень много хвалили пьесу и осторожно ука
зывали на необходимость заострить и уточнить кой-какие ее элементы. Тем приятнее было услышать от Маяковского, что он не считает свою пьесу законченным произведением дра
матического искусства, что пока он
жив (и если жива пьеса), он будет ее переделывать, исправлять, дополнять и освежать.
Сделать какие-нибудь выводы трудно. Трудно, хотя бы уже потому, что пьеса, сама по себе очень интересная, написана со специальным расчетом на театр Мейерхольда, а, значит, и на его режиссерскую обработ
ку и трактовку. От нее зависит очень многое и прежде всего то, как зазвучить, как оправдает себя со сцены целый ряд новшеств чисто-формального порядка, которыми насытил пьесу Маяковский. Больше того, от те
атра зависит — зазвучит ли вообще эта пьеса, стоящая на грани литературной схемы.
Мейерхольда (по уважительной причине — нездоровье) на заседании не было. Поэтому совершенно не осве
щенным остался вопрос о постановке. Присоединяясь к резолюции, которая приветствует и т. п., и т. п. — пожелаем все же возможно более скорей
шего выяснения, хотя бы в самых приблизительных чертах, будущего сценического облика пьесы. Ш.
Маяковский написал пьесу. Факт этот, сам по себе достаточно интересный, после восторженных отзывов Мейерхольда в «Вечерке» и в связи с «особым» положением этого теат
ра в текущем сезоне — приобрел характер общественного события. Учтя ...., театр созвал недавно расширенное заседание художественно-полити
ческого совета, на котором Маяковский вновь зачитал пьесу. Она посвящена излюбленному врагу Маяковского — обывателю и обыватель....не. На фоне подчеркнуто - схематического, иронически-утопического общества 1979 года, этот обыватель, сохранившийся в единственном экземляре, выглядит настолько выразительным и характерным, что становится экспонатом Зоосада. В фина
ле пьесы, чтобы зритель не почувствовал себя слишком благодушно, герой обращается к посетителям Зоосада, а через их головы и к публике зрительного зала, с приглашением занять место в клетке рядом с ним.
Пьеса написана смело, резко, местами остро. Шарж на обывательщи
ну наших дней сплетается в ней с ....цептами общественного быта будущего. Злейшая самокритика не вис
ит в воздухе, а опирается на практические предложения по реальной организации быта. Правда, в пьесе
чувствуется привычка автора к аб
....нированному, обобщенному по....ческому мышлению, в ней действуют не типы, а схемы, но это — делo поправимое режиссером.
Общественность оказалась далеко .... на высоте призвания. Расширен
ное заседание худ. совета, мирно по....атывая, прослушало пьесу, деликатно похлопало, а на предложение высказываться — ответило упорным молчанием. Пришлось сразу зачиты-вать
заготовленный впрок проект ....иветственной резолюции. Проголо
....али, вышли в фойэ и... разбившись на кучки, занялись оживленным «ку....арным» обсуждением пьесы. Понадобилась вся настойчивость самого ....гора (который, как известно, не из
В борьбе с правой опасностью в искусстве художественные советы призваны сыграть роль наших аванпостов в театре. Мы будем бороться за активность худсоветов, за освобождение
их от угрозы обюрокрачивания и оказенивания, за поднятие их авторитета, за усиление их влияния на жизнь театра, за окружение их атмосферой непосредственного воздействия
пролетарской общественности.
В ТЕАТРЕ им. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
за успешное разрешение его внутри Наркомпроса.
В результате дальнейших прений решено, по предложению П. И. Но
вицкого, направить работу театра на две постановки одновременно, при чем репертуарная комиссия должна решить в двухнедельный срок вопрос о ближайшей — до «Джонни» — премьере. Б.
ТЕАТР ПРОЛЕТКУЛЬТА
РАБОТА ПОСТАВЛЕНА ШИРОКО И СЕРЬЕЗНО
Зампред. худсовета А. Н. Афиногенов
Последнее заседание художественного совета было посвящено обсу
ждению двух важнейших вопросов: о ближайшем репертуаре и подыскании самостоятельного помещения для театра.
Сообщение по первому вопросу сделал председатель репертуарной комиссии Э. М. Бескин, подчеркнувший трудности выявления соответ
ствующего репертуара. Комиссия сейчас особенно озабочена подысканием какой-нибудь цепной пьесы, которую можно было бы поставить до «Джонни». Но это дело не легкое.
Пока-что театр очутился в тяжелом положении, и это в то время, когда, по словам В. И. Немировича-Данченко, настроение в труппе очень креп
кое и для работы весьма значительное. Кое-что театром предпринимается для облегчения репертуарного кризиса: ведутся переговоры с современ
ными композиторами (Л. Книппером и др.), которые, вообще говоря, отно
сятся к театру с большим доверием. Так или иначе театр стал сейчас пе
ред дилеммой — либо поставить в конце марта какую-нибудь из венских оперетт, проведя над ней, конечно, соответствующую работу, и отложив постановку «Джонни» до будущего года, либо отказаться от такой ком
бинации и остановиться твердо на «Джонни», подготовив премьеру к маю.
Вокруг этого вопроса развернулись серьезные, оживленные прения. П. И. Новицкий указал, что жизнен
ные интересы театра требуют, чтобы работа велась одновременно над двумя постановками с целью занятия всего художественного коллектива. Наличие более обширного репертуара должно будет сыграть решаю
щую роль также и при разрешении возбужденного театром вопроса о предоставлении ему помещения Экспериментального театра.
Директор-распорядитель Е. А. Беляев подчеркнул, что при всем сравнительном благополучии театра в настоящую минуту, вопрос о помещении приобретает характер катастрофический. Если в дальнейшем театру не будет предоставлено самостоятельное помещение, он вынужден бу
дет влачить жалкое существование при неизбежном дефиците. Финансо
вое положение Экспериментального театра, по мнению Е. А. Беляева, так
же говорит за передачу, которая вполне возможна без особого ущерба для Большого театра и какой-либо болезненной художественно-административной ломки его.
Член худсовета П. И. Новицкий
Обширность и важность задач, стоящих перед художественными советами вообще — ясна.
Художественный совет театра Пролеткульта в своей работе отошел от формального понимания задач его, стоящих перед ним по положению о художественных советах.
Исполняя работу, входящую в его задачи по положению, худсовет те
атра Пролеткульта проявил большую инициативу в деле расширения и углубления методов своей работы, показав этим самым, насколько глубоко им осознаны эти задачи.
Проводится работа с актерами, организовываются вечера по ознакомлению с их бытом, организована куль
турная работа с молодняком и т. д. Интересен момент работы художественного совета, в котором он поставил своей целью расширить связь
со зрителем. В результате заседания по этому поводу было решено сгруппировать целый ряд вопросов методов работы с организованным зри.... лев. Предположена организация ....
стоянной консультации в фойэ теат
ра, стенной газеты, дающей осве.... ние жизни театра и устройство
ставки по истории советского театра.
Кроме этого, предполагается про.... сти ряд собеседований. В смы.... общения художественного совет актерами театра также намечен
мероприятий, которые дадут, без мнения, возможность членам худо
жественного совета вникнуть во
поры повседневных будней и жизни театра. Остается выразить надеж.... что все работы, которые художественный совет поставил перед со в текущем сезоне, будут провед в жизнь.
Начиная работу с художественным советом, мы полагали, что он, как орган общественности, сможет выполнить свои задачи только при условии, если каждый член художественного совета будет знать, что представляет собою идеологически и фор
мально тот театр, с которым он, как представитель общественности, связан. Иначе говоря, не только «про
смотры, репетиции, читки пьес», но и основные вопросы установки теат
ра, с одной стороны, и практическая повседневная его работа — с другой, — вот круг, в которой должны быть втянуты члены художественного совета.
Программа работы художественного совета при нашем театре сложилась в общем из: 1) обсуждения худо
жественным советом идеологической и формальной установки театра Про
леткульта; 2) из вытекающего отсюда обсуждения широкой программы ра
бот — может быть — несколько сезонов; 3) из текущих вопросов (читка репер
туара, просмотры и проч., то-есть все, что следует по положению).
С другой стороны, мы рассматриваем художественный совет, как звено, общественно связующее театр с широкой массой зрителя как в сте нах театра, так и вне его. Надо помочь широкому зрителю понять театр
вообще, его роль и значение в культурной революции, и лицо данного
театра, его пути и цели. Не бояться ставить перед зрителем большие проблемы не только на сценической пло
щадке, но и проблемы самого театра как пропагандиста задач культурной революции. Мы полагаем, что толь ко при таком углубленном и широком подходе художественные советы смогут выполнить свою задачу при водного ремня от широкой массы
театру и тем самым сделать театр родным для нее.
Одной из важных частностей работы художественного совета при нашем театре является предварительн.... рассылка членам художественного совета для проработки материалов
всем вопросам, ставящимся на обсуждение.
Тов. П. И. Новицкий присоединился к мнению Е. А. Беляева. В Глав
искусстве понимают, что два театра в нынешнем помещении на Малой Дмитровке существовать не могут. В связи с этим Главискусство уже про
рабатывает поднятый Е. А. Беляевым вопрос, но все же нельзя ручаться