„ЛЮБОВЬЮ НЕ ШУТЯТ“

В театре-студии им. Завадского
Этот спектакль — первая работа молодого театра, стоящая еще на грани учебно-студийной работы. Для такой цели как нельзя более подходит по своим драматургическим качествам, изящная пьеса Мюссе, преисполненная наивного (для современного зри
теля) романтизма — не без оттенка стилизации — выраженного в четкой, простой интриге и живой и разнообразной диалогической форме.
Тем не менее — ученический характер спектакля, вынесенного «на публику» как полноценная производственная работа, простота постанов
ки и оформления, нарочитая, какбудто, скудость мизансцен, явно упрощенный, в студийных целях, рисунок отдельных ролей — все это делает «Любовью не шутят» мало инте
ресным для обычной театральной публики зрелищем. Тем более, что в своей трактовке пьесы режиссер
Соколова очевидно отталкивалась не от имеющегося в пьесе зерна социального конфликта (самоубийство обманутой высокородным бароном крестьянской девушки), а от чисто внешнего литературного и сценического аромата пьесы, овеянной мягким «старомодным» лиризмом отдельных сцен и положений.
Нужно отдать должное исполнителям: они сумели воссоздать этот лиризм в рисунке центральных ролей, в ироническом, подчас, изображении характеров, давно потерявших вся
кую связь с действительной жизнью. С этой стороны, в отношении прора
ботки ролевого материала, «Любовью
не шутят», как этап, пройденный до «Простой вещи» и «Компаса» — вполне закономерная и удовлетворительная работа.
щее» жалованье они сами себе заплатили лишь через год после основа
ния театра, в ноябре этого года — по 25 рублей на брата, всем тридцати членам коллектива поровну. Репетируют, главным образом, ночью, по
сле спектаклей, потому что днем занят Завадский, и заняты все остальные — каждый несет какие-нибудь административные или организаци
онные функции. При всем этом — театр пять-шесть раз в неделю рабо
тает в клубах, по весьма «сходнойцене, — работает не столько чтобы за
работать, как ради самого процесса работы, общения с зрителем, накопления опыта.
Все это весьма похвально, это хорошая школа для нарождающегося культурного театрального дела и его работников, — но неужели нельзя соединенными усилиями нашей общественности и тех, кому это «по долж
ности надлежит» — как то все же смягчить эти условия работы, не совсем предоставлять театр самому се
бе, «в ноте лица» зарабатывать свой скудный хлеб и, что для нас гораздо важнее, формировать свое художественное будущее?!...
ЛЕВ ШАТОВ
В фельетоне Р. Балаева «Автобиографическое» («Н. 3.» № 1) напечатано пародийное четверостишие до появления в печати текста, послужив
шего поводом к пародии. Редакция сообщает, что каламбур «ревю» —
«ревюлюционер», использованный в фельетоне, взят из текста С. Нель
дихена, который просит довести об этом до сведения читателей.
„ПАВЛИН в ВОРОНЬИХ ПЕРЬЯХ“
Этот спектакль — первая попытка «Синей Блузы» перейти от «коротко
метражных» номеров, из которых обычно составляется программа, — к «полнометражной» постановке, трех
актной комедии, занимающей целый вечер.
К сожалению, в этом новом для себя жанре «Синяя Блуза» повторяет чрезвычайно затасканную тему. «Па
влин» — это опять сатира на жизнь фантастического «Цумбумтреста», с шаблонными фигурами зава, секре
таря и машинисток. Все это тысячу раз уже изображалось на сцене той же «Синей Блузой».
Автор комедии Я. Галицкий забавно строит сюжет: курьер по ошиб
ке зава назначен его заместителем на месяц. Этой интриги хватает, чтобы задержать внимание зрителя в течение трех актов. Но это не спасает
комедию от пустоты. Получается впечатление стрельбы из тяжелых орудий по воробьям-машинисткам.
Постановка, выполненная новой мюзик-холльской группой, показала, что оперетта вполне по силам «Синей Блузе». Исполнители в боль
шинстве справились с ролями как с вокальной, так и с танцовальной стороны. Режиссер Соскин и балетмейстер Джонсон сумели сделать спектакль веселым и забавным, не выхо
дя в то же время из обычного для «Синей Блузы» «конструктивногостиля.
Н. Л.
несрепетированный оркестр и малую спетость участвующих показавших все же хорошие вокальные средства.
М. Красев обнаружил в себе хорошего опереточного мастера. Компози
тор нашел такой стиль музыкального легкого жанра без ковычек, что его не стыдно демонстрировать перед любой рабочей аудиторией. Даже фокстроты и чарльстоны сделаны музыкально остро, в сатирическом пла
не и не похожи на тот музыкальный самогон, который мы встречаем в про
чих №№ «Синей Блузы». Следует отметить заключительный хор и за
ключительную песенку Параши во 2-ом акте.
Почин привлечения в «Синюю Блузу» грамотных композиторов — хороший почин, и театру следует его держаться и в дальнейшем.
А. ЛЮБИМОВ
Вместо выводов — несколько слов о положении театра. Он работает в са
мых невероятных условиях. Громкая фраза на афише — «в ведении Главискусства» — это идеологическая мар
ка, но никак не материальная почва. Лишь сейчас, после многих мытарств, театр им. Завадского получает, кажется, помещение, в какой-то степени отвечающее его скромным потреб
ностям. Достаточно сказать, что до сего дня почти законченная новая постановка театра, «Войчек», не могла быть показана из-за того, что... некуда складывать оформление!
При этом нельзя не учесть и самоотверженности всех без исключения работников театра. Первое «настоя
Шарж Ирины Шмидт
ОТ РЕДАКЦИИ
2 акт
„Синяя Блуза
* * *
«Синюю Блузу» можно поздравить, что она, наконец, обратилась к гра
мотной и хорошо сделанной музыке. Музыка Красева скрашивала весь спектакль, несмотря на очень плохой,