СТАВКА НА ДРАМАТУРГА

Мы присутствуем при процессе перерождения театра из старого, отвечавшего идейным тенденциям и настроениям предреволюционной интеллигенции и буржуазии, в новый, долженствующий служить выражением сознаниянашей ПЕРЕХОДНОЙ ЭПОХИ. Этот процесс обновления и перерождения театра не мог, разумеется, со
вершиться сразу. Он совершается на наших глазах, медленно и постепенно: старые
театральные организмы, с каждым днем все более теряют под ногами почву и вырождаются. В соответствии с идеологиче
скими тенденциями нашего времени, и по мере кристаллизации революционного быта, возникают и развиваются новые.

Но творчество нового театра, с начала революции до последних дней за немно

гими исключениями, ограничивалось, вопервых, использованием новых приемов, средств и технических возможностей внешнего оф.ормления сцены, во-вторых, созданием нового актера и выработкой нового актерского мастерства.
Предшествующие годы на театре будут впоследствии охарактеризованы, как годы
нащупывания нового театрального стиля, отвечавшего стремительному ритму и высокому революционному пафосу наших
дней. Революция театра была неполной. Она не коснулась главного. Борьба против академической рутины и выхолощенного эстетизма, если не считать отдельных по
становок, велась во имя все тех же, главным образом, формальных завоеваний. Что говорил актер? Какие чувства и мысли
вызывал у зрителя создаваемый им образ? Какую новую правду о жизни раскрывал в своем произведении автор? Какой ответ давал театр на глубочайшие проблемы выдвинутые современностью — все это считалось второстепенным. Главное — чтобы уста
новка оригинально располагалась в пространстве, чтобы впервые, непременно впервые, было применено то или иное техническое новшество, чтобы принципы оформления одного художника не повто
ряли принципов другого и т. д., и т. д.
Словом важно было не что, а как. Мы любили повторять, что новое вино нельзя лить в старые меха, а на деле бессознательно, а по большей части вы
нужденно, злоупотребляли обратным: лили в новые меха СТАРУЮ БОЛОТНУЮ ВОДУ. Сколько творческой изобретательности, остроумия, времени, денег и сил затрачи

валось зачастую на то, чтобы перед зрителем предстал в новом, современном офор

млении и новой сценической трактовке, старый никому ненужный драматургиче

ский хлам? Сколько энергии уходило на то, чтобы оживить какой-нибудь залежав

шийся, давно забытый и никому ничего не могущий сказать, памятник мирового репертуара?
Наши дни диктуют необходимость нового этапа в творчестве современного театра. Все настоятельнее дает себя чувствовать потребность в НОВОМ СОЦИАЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ искусства. Эстетический театр задохнулся от
отсутствия живой и горячей крови. Его несостоятельность слишком очевидна. В

новом театре становится одинакого важным и как , и „что“. Время чисто фор

мальных экспериментов, технического изобретательства и изолированной лаборатор
ной работы кончилось. Каждый новый спектакль на театре должен быть прежде всего явлением социально значительным.
В основу спектакля должен быть положен какой-то новый литературно-театральный материал. Таким образом центр вни