МАСТФОР.
Живой Мертвый Гольдев и Архиреев
замкнутом кольце галлереи и в демократа - ческом амфитеатре над ложами.
А в ложах пусто. Те не ходят. Цирк— фи! Во первых грязно, а во вторых, скучно.
Скучно! Не правда ли гораздо веселее смотреть ежевечерне Опереточную,, физкультуру“ Бах на Дмитровке?
И только иногда по „субботам , осколки „прежнего , давно забытаго, в первых ря
дах — иронические улыбки каракулей и бледные апплодисменты перчаток.
Но это только „осколки . Цирк не для них. Он „грязен и демократичен.
Да, но люди в роговых пенснэ и не могут видеть, что в этом именно и его ценность. Он проще. Он доступнее. Он эф
фектнее. Он острее. Он здоровее. Да, именно здоровее, чем театр. Только в театр могли притти хмурые, ненужные люди Чехова, и психостеники Леонида Ан

дреева. Только в театр могли притти мещанство и сексуальность, патология и мистика.

Цирк знал и знает, только мускулы. Только тело и ловкость. Только смелость и быстроту. Только силу и здоровье.

И поэтому более чем что-либо, цирк— для новой эпохи и для ее новых людей. Все кто за физкультуру, слышите?

О суррогатах и мастерстве

Стоять на голове, прыгать и делать кульбиты умеют теперь почти всюду. „Циркизация театра еще не совсем вышла из моды.
Но посмотрите, как делают кульбиты в балетных студиях — и посмотрите их в цирке. Посмотрите „циркачей“ у Фореггера и по
дите взглянуть хотя бы на бр. Кивнинг из цирка, — и вы поймете, что подаваемое á la цирк в театре — суррогат. Дешевое издание, для детей младшего возраста, вроде
сюсюкающего Светлячка на цирковые мотивы.
Но „циркач“ для актера и для „общества явление второстепенное. Какой нибудь Глупов-Мирский, только потому уже отно

сится с презрением ко всякому циркачу, что он принят на роли, „восьмого из на

рода“ в 17-ю студию Художественного Театра. Актер—это явление ценимое и ува
жаемое. Циркач—это человек с патентом на снисходительную улыбку „общества“..
Глуповы-Мирские, да неужели вы не понимаете, что вы не стоите и десятой доли тех неизвестных лиц, которые не привлекают ничьего внимания на цирковых афи
щах. Не стоите уже потому, что ни один из них не имеет права быть диллетантом. А вы?..

И о том , как должно быть

Цирк это прямая линия в той геометрии, что носит название искусства. Риман и Лобачевский изобрели каждый свою геометрию, но у обоих прямая линия осталась только прямой.
Так не нужно же делать ее ломаной. Тысячу лет назад делали кульбиты и сто
яли на голове, сотни лет живут и трапеция и турник. И триллионы лет должна базироваться на них культура тела.
Так дайте же ее во всей полноте в цирке. Дайте его таким, каким он нам нужен. Здоровым ярким и свежим.
Цирк, слышишь?
АЛЕКСАНДР АБРАМОВ.