Таковы в кратком изложении общие принципы театральной политики, намеченные совещанием. Кроме того, совещание обсудило и наметило ряд частных задач театрального строительства, коснувшись таких вопросов, как репер
туар и драматургия, репертуарный контроль, строительство театра на местах, клубная сцена, деревенский театр, театр нацменьшинств и пр.
В области организационной совещание наметило, по докладу тов. Мальцева, ряд мероприя
тий, которые должны оздоровить театральное дело, поставить его на прочную экономическую базу, дать ему гибкую и единообразную органи
зационную, структуру. В первую голову должна быть пересмотрена сеть государственных теат
ров, находящихся в непосредственном ведении Наркомпроса, в сторону решительного ее сокращения и перевода ряда театров в ведение местных советов по линии наробраза. Необходимо
упростить управление театрами, сосредоточив его в органах Наркомпроса, устранить параллелизм и путаницу в деле руководства хозяйственной и художественной работой зрелищных пред
приятий, коренным образом пересмотреть и изменить существующую систему налогового обло
жения зрелищных предприятий, снизить цены
на билеты и ряд других мер, упорядочивающих театральное дело в Советском Союзе.
Громадная предварительная работа, проделанния совещанием при Агитпропе ЦК, всестороннее, порой страстное обсуждение больных вопросов театра участниками совещания, выра
ботка резолюций, принятых почти единогласно,— все это свидетельствует о том, что партия обра
тила серьезное внимание на театральное дело, и работники театра в непродолжительном времени получат авторитетную директиву Центрально
го Комитета, которая наметит основные вехи путей советского театра.

ЩИТ ИЗБРАННЫХ

Смысл искусства — в объединении людей, и ценность его измеряется успехом выполнения этой задачи. Вот почему оно может быть только классовым и вот почему оно не может замыкать
ся в круг узких интересов отдельных, хотя бы и высоко квалифицированных эстетически, но ограниченных групп, и вот почему величайшие художники, обслуживающие свой класс, в своем влиянии заходят за пределы этого класса.
Памятники художественной старины крепостной Греции и феодального средневековья стали общечеловеческим достоянием вне границ време
ни и социальных групп. Если для культурного древнего грека статуи богов были предметом эстетического восхищения, то для народных масс они были источником переживаний иного рода, социально более значительных и более выгодных для господствующего класса, чем просто эстетическое удовольствие.
Жуткие химеры на Соборе Парижской Богоматери для одних были удачными произведениями искусства, для других жутким воплощением кошмарных видений и фантазий, принимаемых за образ действительности.
По несмотря на различный подход зрителя к предмету искусства, последний выполняет определенное социальное назначение.
Там, где высота техники совершенно отрывает художника от массы, там она убивает и самого художника, превращая его в виртуоза-ремесленника. Вот чего не надо упускать из виду нашим молодым театральным писателям и деятелям театрального искусства.
Советский Союз, строющий свое будущее на смычке города и деревни, не должен и не может давать замкнутого городского искусства. Это про
тиворечило бы не только заданиям нашей эпохи, но и интересам самого искусства, Когда речь идет о величайшей борьбе старого капиталисти
ческого мира с новым, воплощенным в нашем советском строе, когда нет уголка на земном ша
ре, где лозунги коммунизма и советской власти не тревожили бы и не объединяли трудящихся масс, — было бы не только наивно, но и совер
шенно дико создавать утонченные формы искусства, доступные немногим избранным и оставляющие равнодушными к себе массы. Такая утонченность в наших условиях никак не может замкнуться в аристократический кружок избранников, нет, она окажется или бездарным пусто
цветом, или орудием реакции, т.-е. об единит нетрудящиеся массы, а тех, кто против этих масс стоит.
Художник, говорящий о своей беспартийности, о своей нейтральности, прикрывающий об
щечеловеческой бутафорией свое упадочническое
равнодушие к ураганным веяниям своего века — вымирающий последыш барской культуры, отор
ванный от масс и действительности. Художникмистик, актер-мистик на сцене советского теат
ра — они не смешны, нет, они опасны, они то и представляют ту щель, через которую раздавлен
ный гад прошлого простирает свои хищные щупальцы к настоящему.
Не забывайте, что и Шульгин, который так открыто ненавидит восставшую «чернь» и исте
рически вопит: пулеметов, пулеметов, при одном воспоминании об Октябре, что этот самый Шульгин с разнеженным благодушием восхищается учением иогов о любви в человеку, о са
мосовершенствовании, о сближении с богом и о национальном патриотизме, как о переходной ступени к вселенскому единению благочестивых душ в благостном боге. Сладкие слова, игра в и исусика — отличный щит для изуверов, ханжей и палачей.
Недаром Александр I-й, обревший друга в Аракчееве-падаче, утешался благочестиво с теософкой Крюденер. Для избранных теософических натур народная масса — хищный зверь, ко
торого не жалко и убить, а уже подавно следует посадить на цепь.
Я не сомневаюсь, что есть мистики, весьма снисходительно настроенные и благожелательные к массе и задачам нашего времени, но, к сожалению, они не понимают ни того ни другого и в лучшем случае являются простым щитом для ловких пройдох и лицемеров. Самый искусный, художественно отделанный щит разве знает и понимает, кого он прикрывает — героя или палача? Не его это дело, щита, рассуждать. И по
чтенные мистики так сами о себе и говорят, что они собственно чужды суете времен, их интересуют вопросы бессмертия вселенской значимости. А что такое земной шар? — Пустячок пред миро
зданием. Но не так рассуждают люди хижин и лачуг, которым надо завоевать земной шар, которым надо жить на земле и для которых земля — все.
Мруз