Керженцева «Творческий театр» в 1924 году уже вышлa пятым изданием. «Театр и революция
А.В. Луначарского издана в том же году. В это время буйный рост самодеятельных театральных кружков вызвал к жизни ряд пособий и руководств. Таковы: Щеглов — «Работа и задачи теа
трального инструктора», Клепиков — «Творчество и работа режиссера и актера», Видман — «Театр и революция» и др.
По приблизительному подсчету за истекшее десятилетие Госиздатом было выпущено около 80 книг о театре и свыше 400 пьес и сборников для клубных кружков, крестьянского театра профтеатра и красноармейского театра. Серия пьес «Клубная сцена» помогла нашим многочи
сленным клубным коллективам овладеть новой тематикой и, несмотря на некоторую неровность в смысле ценности той иля иной пьесы, в общем вся серия должна быть отнесена в актив Госиздата.
Вопросам кино Госиздат уделил всего лишь несколько названий, дав в то же время по фотографии и светописи ряд ценнейших работ. Таковы книги Лауберта, Евдокимова, Энглиша Фогеля и др.
Громадный ассортимент книг и нот издает Музыкальный сектор Госиздата, который можно рассматривать, как самостоятельное государственное издательство, имеющее свою сеть магазинов в столичных городах, свой громадный авторский коллектив и свою особую аудиторию.
Музыкальный сектор Госиздата, снабжает все музыкальные школы и техникумы страны учеб
ной музыкальной литературой. Музсектор издал много интереснейших опусов новых советских композиторов, а также создал и распространил большую агитационно-пропагандистскую музыкальную литературу.
Можно без преувеличения оказать, что весь репертуар наших рабочих, красноармейских, ком
сомольских клубов строится исключительно из произведений, изданных Музсектором. Два музыкальных журнала издаются также Музсектором.
Таковы в общих чертах достижения Госиздата в области облуживания страны книгой по театру, кино и музыке.
Рост продукции Госиздата всегда будет барометром нашего общего культурного роста. Десять лет работы государственного издательства с не
сомненностью подтверждают, что меценатская любовь к книге, которой отличались в капитали
стическом обществе единицы, превращается в потребность книги со стороны миллионов рабо
чих и крестьян в строящемся социалистическом обществе.
Шлем горячий привет юбиляру - Госиздату!
Государственное издательство празднует десятилетие своей работы.
Театр и его история в продукции Госиздата занимают второстепенное место. Годы военного коммунизма и начало НЭП’а оставили нам несколько десятков названий пьес и книг, изданных без плана и системы. Так, наряду с коме
диями Гольдони были изданы пьесы некоего Борисова, с претенциозными названиями: «Великий предтеча» и «Плененные души», пьесы пресловутого Рышкова, Трилиссера и т. д.
Лишь с 1924 г. начинается издание хорошей литературы о театре и для театра.
Нашумевшее в свое время издание театрально-трагической китайской сказки Карла Гоцци «Принцесса Турандот» было поистине триумфом советского издательского дела. Так наши совет
ские книги по театру еще не оформлялись. Вслед за этой книгой появились роскошные издания: «Московский малый театр», «Московский художе
ственный театр» и «Горе от ума». Эти книги до сих пор являются ценнейшими пособиями для каждого любителя театра. Немного ранее вышла работа Н. Эфроса «На дне» — пьеса Максима Горь
кого, в постановке Московского художественного театра, а также роскошно иллюстрированный юбилейный сборник Л. В. Собинова. К этому же, примерно, времени относится и выход издания посвященного памяти скончавшегося талантли
вого композитора Ильи Сац. На книжном рынке заговорили о «театральной литературе».
Не только издания для любителей обычно дорогие и потому мало доступные широким кругам читателей издавались в эти годы. Книга П. М.