ПЕРСИМФАНСУ

Товарищ Персимфанс!
Окончился Ваш третий производственный год. Отнюдь нельзя сказать, что он прошел так, как Вы или как мы, публика просто или строгие ценители — того хотели. Поздно Вам пришлось начать, на пу
ти стояли неожиданные колючие препятствия, работа вышла сокращенной, скомканной, несколько случайной.
Тем не менее Вы оправдали то художественное и общественное доверие, ко
торое было авансировано Вашим выступлениям. Поэтому можно не сомневаться, что предстоящий новый год Вашей деятельности будет отмечен еще большим сочувствием и возрастающим успехом. Добрый путь!
Позвольте же post factum, обозревая только что завершенный цикл весенних концертов, дать пару дружеских советов.
Слишком значительна Ваша социальнохудожественная роль, и потому вполне уместны, даже общественно-необходимы следующие соображения.
Раньше всего вопрос программный. Нельзя играть от концерта к концерту без перспективы, без связи, без идейной цикличности. Если в истекшем году здесь было больше Вашей беды чем вины, то в предстоящем этой бессистемности надо избежать вовсе. Если нет возможности строить план на год — стройте на полгода, на один месяц даже. В конструкции плана постарайтесь отойти от обычного академического историзма — непременно начи
нать сначала, со стареньких классиков, и к концу доходить до новейших авторов.
Постарайтесь придать идейную цельность или всему циклу, или группам отдельных эпизодов его.
Из старого репертуара Вы можете играть все, но дайте нам обязательно но
вое, как можно больше нового, ибо не одним Бетховеном, а тем паче Листом или Чайковским жив будет и музыкант, и любитель.
Другой вопрос коснется художественно-организующего принципа. Очень часто, даже в Бетховене, Вагнере, Скрябине,
темпы Ваши бывали вялы, недостаточно рельефны. Смена частей симфонии не
имела подобающей контрастности, особенно там, где отсутствуют классические разделяющие остановки. А темп в музыке— первое дело. В основе и м определяется,
им оформляется звуковая стихия. „Критические“, эпохи, какова и наша, имеют здесь свои законы. „Абсолютно верных“
темпов в природе не существует, но есть относительно верные, которые соответствуют каждой эпохе. Надо находить эти „носящиеся в воздухе“ темпы. Если чуткий дирижер может их найти сравни
тельно легко, интуитивно, без вспомога
тельных приспособлений, то Вы, Персимфанс, огромный коллектив, получите верный темп только посредством эксперимента. Собственным восьмидесяти головым опытом Вы должны категорически почувствовать свой, настоящий, современный, темп.
Как это сделать? Обратитесь к презренному метроному! Пусть он на каждой репетиции будет Вашим временным и деспотическим дирижером. Нужно ли определить быстроту движения allegro — ставьте его последовательно на 80, 90, 100, 110, 120 и больше, до технического отказа пальцев. Проигрывайте в каждом темпе всю часть или ее главные периоды. Вни
мательно „вчувствовавшись“ в каждое изменение, Вы найдете ту объективную